Масару Уэда: «Будо — это выживание» (интервью)

331

Масару Уэда — не обычная личность. Являясь мастером традиционного каратэ-до шотокан (4-й дан), а также чёрными поясами по дзюдо и кэндо. Но помимо всего этого — он живёт и преподаёт в России Окинава кэмпо (Томари тэ). Воспользовавшись случаем я задал несколько вопросов мастеру и предлагаю вам ознакомиться с получившимся в результате интервью.

Расскажите пожалуйста о Вашем пути в каратэ.

Я родился в очень маленьком городе, Уодзу, Префектура Тояма. У нас не было секций ни дзюдо, ни кендо или айкидо, а была только секция каратэ, поэтому  можно сказать, что я начал заниматься каратэ по воле случая.

Я начал заниматься каратэ в 6 лет. Причина по котороый я начал заниматься была в том, что я не хотел, чтобы меня обижали в школе. Однажды, когда ребята, с которыми я учился в школе толкнули меня в спину и я сломал ключицу. Мне было очень больно, но больше обидно, что я слаб. И после выздоровления, я сказал папе что хочу стать сильным. На что он ответил, что у него есть друг, который занимается каратэ, и  готов ли я тренироваться каратэ и не бросать, не смотря на то, что тренировки тяжелые. Я сказал, что не брошу. Пообещал ему и начал тренироваться у учителя Шотокан, по имени Фумихару Асано.

-Реклама-

Тренировки были очень тяжелыми и скучными. В современных клубах сейчас весело, но раньше было совершенно другое воспитание. Было просто тяжело. И я тогда, в детстве ни разу не думал, что каратэ это интересно или весело. Я хотел бросить, но меня держало обещание. Я хотел быть тем, кто держит слово , поэтому и не бросил каратэ.

Раньше мы тренировались только ката и кихон, якусоку кумитэ (кумитэ по договоренности). Свободного кумитэ или упражнений с грушей не было до 15 лет. До 15 лет я делал только ката и кихон. Также в год мы проходили всего одну ката.  Поэтому к 15 годам я знал только 9 ката.

Я считаю, что у меня не один учитель. Если бы в моей жизни не было первого учителя Асано сэнсэя, я бы не занимался каратэ. К тому же он очень много рассказал мне о жизни.  Когда я жил в Токио, я занимался каратэ в главном додзё SKIF под руководством сэнсэя Канадзава Хирокадзу.  Канадзава сэнсэй показал мне настоящее каратэ, техники высокого уровня.  И если бы не было сэнсэя Канадзава, я бы сейчас не преподавал в Москве, в России.

Сейчас у меня есть еще один сэнсэй, Ямасиро Ёситомо, он преподает Окинава кэмпо. Благодаря ему, я узнал совершенно новое использование тела, совершенно новый мир каратэ. Вот насколько для меня это была большая встреча с этим учителем.

Конечно, у меня есть еще и  учителя по кендо, дзюдо, джиу джицу и так далее. Я горжусь тем, что изучаю будо у этих прекрасных учителей.

Как Вы оказались в России?

Когда я тренировался в Главном додзе SKIF в Японии, сэнсэй Канадзава предложил мне поучаствовать в соревнованиях по каратэ в России. Мне тогда было 28 лет, и тогда я уже думал о том, чтобы стать учителем каратэ за пределами Японии. С самого детства я мечтал узнать этот большой мир.  Япония хорошая страна, но небольшая, поэтому я хотел узнать большой мир.  Я хотел получить новый и интересный опыт, я хотел расти как человек.  И вот как раз Канадзава сэнсэй предложил мне эту возможность.

Я приехал в Россию и почувствовал, что  эта страна мне подходит по духу. И я решил остаться здесь. Это было в 2004 году.  В 2005 году я начал жить  в России, в Москве, благодаря поддержке знакомых японцев.  Я даже не знал тогда русского языка, и плохо говорил по-английски. Я думал, что если я буду просто жить в России, я запомню язык, но это было большое заблуждение. Русский язык оказался очень сложным! И  даже сейчас не смотря на то, что я хорошо понимаю, я все еще делаю ошибки.

Если бы меня пригласили тогда поучаствовать в соревнованиях в другой стране, я бы наверное был сейчас в другой стране.  Жизнь – загадочная вещь. Я думаю, что в Россию меня привела все-таки судьба.

Хирокадзу Канадзава никому представлять не надо. Другим же Вашим сэнсэем является Ямасиро Ёситомо у которого Вы изучаете Окинава Кэмпо. Расскажите пожалуйста об этом человеке и о его стиле.

Ямасиро Ёситомо сэнсэй сейчас 40 лет, он является главой федерации Окинава кэмпо в Японии. Ямасиро сэнсэй является шестым по счету наследником боевого искусства Окинава кэмпо (старое название  — Томари тэ) :  первый – Сакияма Тару, второй – Синкичи Куниёси, третий – Накамура Сигеру, четвертый – Миядзато Хироси, пятый – Ямасиро Тацуо (отец Ямасиро Ёситомо).

Стиль Томари тэ вышел самым последним с Окинавы. Начиная с эпохи Мейдзи Окинава стала частью Японии, и тогда окинавские мастера решили распространить боевые искусства по островной части Японии. Тогда лидеры стиля Томари тэ не хотели распространения своего стиля по островной части Японии. Стиль Томари тэ, современное название – Окинава кэмпо,  вышел с Окинавы только около 10 лет назад. И  огромную роль в этом играет Ямасиро Ёситомо сэнсэй.

Он в одиночку распространял знания, вел тренировки, вел семинары. Когда он начал много работать на островной Японии, по интернету начали ходить слухи, что появился очень сильный человек, который владеет уникальными техниками. Но многие не верили ему, потому что техники были как в кино: учитель лишь слегка касается руки, а противник  падает как от броска. Пожалуй, техники Окинава кэмпо похоже чем-то на Айкидо. В Японии люди очень удивились именно силе ударов и уровню техник. Ямасиро Ёситомо может показывать мощнейшие удары,  хотя  у него и небольшая комплекция тела, он невысок ростом. И тот  , кто хоть раз получал его удар, переживал  настоящий шок. Настолько удар сильный, проникающий.

Сейчас Ямасиро Ёситомо тренирует проффесиональных спортсменов, тех кто занимается ММА, кикбоксинг, и так далее, олимпийских спортсменов, проводит свои тренировки, семинары.

Как человек Ямасиро сэнсэй очень мудрый, сильный и добрый. Он очень светлый человек. Я думаю, он вобрал в себя все самые лучшие качества человека с Окинавы.

 В чём различия между каратэ Шотокан и Окинава Кэмпо?

Движения стиля Шотокан и стиля Окинава кэмпо имеют как общие черты, так и сильные отличия. Например, похожие элементы – движение от кулака во время «Гяку цуки». Во время этого удара сначала кулак идет вперед, а потом корпус поворачивается. Таким образом такое движение менее заметно противнику. Об этом мне в свое время рассказал Канадзава сэнсэй.

Но чем отличается? Такого конечно много. Например, в Шотокан бьют с дальней дистанции. К тому же, в Шотокан особенность – быстрые движения.  В Окинава кэмпо (томари тэ) быстрых движений нет, но взамен есть очень сильные и мощные удары.

Вообще, особенность Окинава кэмпо – контроль центра тяжести путем «соединения» всех частей тела.  Тело становится единым целым и  удар наносится всем телом.

Вы преподаете только Окинава Кэмпо или сочитаете оба стиля в своём преподавании?

Сейчас я не преподаю Шотокан. Я преподаю только Окинава кэмпо.  Движения Окинава кэмпо с точки зрения спортивной медицины очень эффективны и естественные. В моем додзё есть ученики, которые приходят из других додзе. Среди них есть и каратисты Шотокан, и кикбоксеры, и другие. Техники, которые мы изучаем могут  сразу быть использованы в том или ином единоборстве.

Есть такое понятие – будо-каратэ, что по вашему оно означает?

Это очень хороший вопрос.  Но прямого ответа на этот вопрос просто нет. Каждый человек имеет свой образ «будо».  Когда мне было 16 лет, мой учитель по кендо задал мне такой же вопрос. Он спросил меня, чем отличается «будо» от «спорта».  Я тогда даже не думал об этом отличии. Никто из нас, учеников, не мог ему тогда ответить.  И учитель не дал ни ответа, ни намека. Прошло 10 лет, и в один день я понял, что имел ввиду учитель. Будо можно отличить, задав вопрос: есть ли смерть, как исходный пункт или нет. Например, в спорте бывают большие травмы, и смертность, но это только потому что не повезло или просто случайно. В боксе цель – свалить противника, но не убить его. Будо было создано во время войны и для войны, боя, поединка. Огромное количество людей бросили свое тело на тропу будо. Но почему они это делали? Они хотели выжить, прожить еще немного.  Они не знали, когда умрут. Смерть была основной темой в будо. И там где нет темы смерти – это не будо, там, где есть тема смерти – это будо. Я так думаю, но, повторюсь, у каждого свое видение будо.

В чём различие в преподавании каратэ русским и японским ученикам? (Менталитет? Отношение к тренировкам? Усердие?)

Да, есть конечно отличие. Есть люди, которые тренируются старательно, а есть те, кто не особо старается. В любом случае, есть несколько тенденций. С самого первого семинара, когда я приехал в Россию с Канадзава сэнсэем, я заметил, что русские задают вопрос сразу. В вопросе нет ничего плохого. Однако я хотел бы сказать им, что перед тем, как задавать вопросы, нужно подумать, попробовать и если не получилось, спросить. По поводу этой тенденции, я думаю вам это отметят и другие японские учителя.  Японские ученики обычно сначала пытаются сделать сами, думают, и потом задают вопрос.

Вторая тенденция – русские люди хотят сразу узнать несколько техник: отработают одну, и вроде начало получаться, бросают ее и просят рассказать про новую технику. Японцы обычно шлифуют одну технику очень долгое время, бывает даже по полгода.

Японцы повторяют изо дня в день то, что показал учитель. И в основном, ищут ответ в своих тренировках.

Конечно и русские и японцы бывают разные. Нельзя сказать, что все русские задают вопросы, и нельзя сказать, что японцы их совсем не задают. Но все же, бывают такие тенденции.

Как Вы думаете, в чём причина такого «омоложения» контингента занимающихся? Нынешние додзё почти на три четверти заполнены лишь детьми. Вчём причина нежелания взрослых идти в залы?

У взрослых есть работа и семьи , и другие важные дела. Даже в одиночку существовать непросто. А если в семье маленький ребенок, то ребенок становится центром в семье.

В Японии  сейчас много людей, которые занимались будо в университете, но позже из-за работы не могли заниматься. И через 15-20 лет после выпуска из университета, заняв хороший пост, они вновь начинают заниматься будо.

Как Вы оцениваете ориентированность современных школ каратэ на соревнования? Ведь по большому счёту, всё что делает большинство школ – это готовится к соревнованиям.

Хорошо, когда есть цель, к которой можно стремиться. Для мотивация соревнования хороши. Например, когда тренируются дети,  они тоже хотят победить на соревнованиях, поэтому больше стараются и более серьезно тренируются. Медали  — это конкретная цель, это хорошо в качестве цели, и удобно учителю.

Однако я не  хочу, чтобы люди думали, что победа на соревнованиях и медали – это и есть каратэ.  Есть не только проигрыш и победа, есть более прекрасные вещи. Я думаю, что это ответственность учителя показать настоящую радость от каратэ помимо соревнований.  Например, настоящая радость от каратэ это 100%, тогда победа на соревновании, это лишь  1% от всей радости.  И я не хочу чтобы люди считали, что этот 1% это и есть все каратэ.

Вы дополнительно к каратэ занимаетесь также Кэндо. Это дань японской традиции или просто интересно или это может что-то дать для техники каратэ?

И то и другое: кендо полезно для каратэ, техника каратэ может быть использована в кендо. Те, кто хорошо занимаются кендо, могут с легкостью начать каратэ и наооборот. В моем случае, мне еще и просто интересно, я люблю кендо.

Изучение других боевых искусств – прекрасная вещь, это касается и кендо, дзюдо, и других будо. Изучение низвестного боевого искусства и техники дает возможность роста и личного и в плане техники.  Я просто люблю учиться.