Умение быть гибким

Что самое главное в боевых искусствах, кроме эффективности? Умение адекватно следовать изменениям, быть гибкими. Не слепо следовать моде, а соответствовать требованиям современности.

К примеру, ставший для многих шотокановцев иконой, Мачида успешно выступал в UFC применяя технику, которую сложно назвать, сугубо каратисткой (как бы то не утверждали поклонники этого стиля). Достаточно посмотреть, как часто он использует колени и лоу-кики: техники, далеко не традиционные в каратэ. Многие, конечно возразят, упомянув, что в каратэ есть весь необходимый арсенал приемов. Но я привожу в пример тэквон-до, в котором есть удары руками, но вряд ли это сравниться с подготовкой боксеров, или технику дзюдо, в котором есть арсенал ударов, но это в сравнение не идет с «ударной» подготовкой в каратэ или в кикбоксинге.

В случае с Мачида мы видим прекрасную борцовскую подготовку, кикбоксинг и все это на хорошей спортивной базе каратэ-шотокан.

(на видео еще один представитель каратэ в UFC, а также чемпион по кикбоксингу и вольной борьбе)

Возьмем ряд других примеров спортсменов.

UFC. На первых турнирах по «рукопашному бою без правил» гремели такие имена, как Шемрок, Тактаров, Северн, на более поздних турнирах по смешанным боям, мир услышал имя Емельяненко, успешным считался Арловский.

Шемрок все так же и продолжал свои тренировки, в духе первых турниров UFC, поэтому в последующих боях мы увидели простое избивание бывшей звезды первых смешанных боев.

Тактаров, вплоть до своего серьезного поражения, так и выходил в «восьмиугольник» с борцовской стойкой, в тот момент, как его соперник лучше владел ударной техникой.

Северн не смог перерасти свою базу «классика».

Емельяненко так же упорно игнорировал грэпплинг, кикбоксинг, все так же используя болевой на руку, свинг, с последующим сбиванием соперника корпусом.

Арловский, некогда, могучий тяжеловес, вместо осваивания приемов из грэпплинга, проводил время, обучаясь вольной борьбе в Дагестане. База вольной борьбы прекрасна, но с «чистой» борьбой делать на «смешанном ринге» нечего.

Многие стили претерпели свое фиаско на встречах с другими школами, именно из-за страстной веры во всесилие их техники, уже потому что так делали старые мастера.

Если говорить о пресловутом вопросе, какой стиль наиболее эффективен, то здесь я бы ответил, что эффективность измеряется не наличием «смертельной» техники, а частыми встречами с другими единоборцами. Этим знаменит стиль киокушинкай.

Когда-то Ояма, с целью рекламы своего стиля устраивал шоу, вроде драки с быком, а так же не брезговал принимать вызовы от других школ. Так было в далекие 60-е, когда на вызов мастеров муай тай отреагировала молодая школа Оямы, затем разные турниры с вин чунь, саньда, кикбоксингом.

(яркий пример тому, как важно не бояться пробовать новую технику, вопреки устоявшемуся мнение. В частности, мнению, что с ударами в прыжке, вертушками в «восьмиугольнике» покончено)

Киокушинкай, далеко не всегда выглядел успешным на этих встречах, особенно на боях против ушу-саньда по их правилам. Но важны сами попытки. В итоге, каратисты стиля киокушинкай смогли адаптироваться к поединках, в которых учувствовали те же тайцы, кикбоксеры.

Собственно, в лице европейских, советских и американских спортсменов, «классическое» каратэ приобрело более адаптированный вид. Японцам присуще стремление сохранить традицию, даже вопреки практичности, западному же человеку мало соблюсти формальности, ему нужна практичность.

Николай Сокиркин
Писатель, публицист.
Занимался дзюдо, тэйквон-до, прыгал с парашютом.

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Прочитал. Мнение имеет право быть и я даже с ним согласен, в том плане, что необходимо обкатывать свою технику с представителями других стилей. Только есть одно НО. Всё это относимо лишь к спорту, к соревнованиям. А когда мы говорим о спорте, то сюда «традиционные» единоборства вообще лучше не приплетать — мало общего. У «традиционных» (как же я не люблю это слово :)) совсем другие цели и задачи и они изначально не заточены для ринга и клетки, и шоу в том числе. Если взять за аксиому мнение, что все виды БИ должны быть способны показать себя на ринге, то останется один лишь кикбоксинг.

    • Тоже с чем-то соглашусь, но только считаю. что стиль либо работает, либо нет. Разве бокс не работает вне ринга или ММа вне восьмиугольника? Работают и еще как. Я. все-таки, вопрос о делении на спорт и традиции, считаю, немного надуманным.

  2. Гибкость в боевых искусствах можно рассматривать в нескольких качествах.
    Первое — умение подстроиться под конкретного соперника (ситуацию) именно здесь и сейчас.
    Второе — то, о чём статья. Это умение на пути к конкретной цели (в данном случае при переходе из своего стиля в ММА) избавиться от ненужных вещей и суметь обрести новые.
    И, наконец, третье — это в случае если поставленная цель оказывается либо достигнута, либо оказывается ложной, суметь увидеть новую цель, к которой нужно будет двигаться. Последнее больше касается «традиционных» школ боевых искусств.