Мифы-мотиваторы и мифы-демотиваторы. Что это такое?

Многие, наверняка, помнят старый анекдот:
Экскурсия в музее. Женщина-гид рассказывает:
— Вот перед вами скелет Василия Ивановича Чапаева в пять лет, а вот скелет Василия Ивановича в сорок лет.
Проходящий мимо мужик не выдерживает:
— Слушайте, что Вы такое людям рассказываете?
— Мужчина, Вы из какой группы? Проходите дальше, не мешайте — это экскурсия для молдован!

В сфере боевых искусств, наверное, как в никакой другой сфере укоренилась и обильно прорастает вера в разного рода мифы и стереотипы. Впрочем, я как человек, имеющий отдалённое отношение к данной сфере могу и заблуждаться.

Как правило, человек загоревшись желанием прийти в ту или иною секцию или школу единоборств, оказывается во власти разных мифов. Уверовав, например, что именно этот стиль даст ему неуязвимость как у Брюса Ли или Стивена Сигала, а также позволит с легкостью победить представителя любой другой школы. Девушки, да и парни тоже рассчитывают за счёт изученных приёмов противостоять уличным отморозкам, вдобавок вооруженных ножами. Реальность оказывается куда менее радужной. И хорошо, когда такое опускание с небес на землю происходит в зале, а не на улице. В принципе, если бы не эти мифы, человек вообще бы не пришёл в секцию, но, всё же, нужно уметь вовремя от них избавляться.

Итак, давайте попробуем разобраться, как происходит самое первое знакомство с боевыми искусствами. Допустим, увидел я как-то по телевизору (основной источник информации, впрочем, как и дезинформации) как Некто с помощью красивых приёмов эффектно расправляется сразу с несколькими противниками.

«Классно, вот и мне бы так» — сразу появляется мысль. И если эта мысль не исчезает, а остаётся там надолго, я, если мне не мешает элементарная лень, начинаю искать секцию соответствующей специализации.

ЭТО – ПЕРВЫЙ МИФ. Я что-то увидел – мне понравилось – я себе внушил некий миф. 

Причём, касается это, в первую очередь, именно восточных единоборств рассчитанных на «показуху» (в этом контексте тут ничего обидного), поскольку спортивные соревнования (бокс, борьба) не так часто радуют такими эффектными моментами (впрочем, это уже тема отдельной статьи).
Именно поэтому бешеный спрос на секции восточных единоборств появился после фильмов с участием Брюса Ли, Джекки Чана, Чака Норриса, позже – Стивена Сигала, ван Дамма, Джета Ли и других известных мастеров. Картинка, представленная зрителю на экране, была ну уж очень манящей (хотя — стоп, боевые искусства ни экране это тоже отдельная тема).

На чём я остановился? Да, вспомнил – я решил заняться одним из многочисленных стилей восточных единоборств и пришёл в секцию (школу). Что же дальше? Дальше следует выслушать речи почти таких же, как и я новичков (а иногда – и наставников) о том, какой классный именно этот стиль и какие невероятные возможности он даёт тем, кто его изучает. Не обойдётся и без легенд о подвигах Мастеров прошлого.

ЭТО – УЖЕ ДРУГОЙ МИФ о том, что существуют «плохие» и «хорошие» стили, особо эффективные приёмы, стили дающие своим адептам сверхчеловеческие возможности и тому подобное.

Почему я считаю подобные легенды мифом? Миф он потому, что даже если всё это правда – ко мне это какое имеет отношение? У меня есть такие фанатизм, талант, сила воли как у известных Мастеров? Какие такие сверхспособности могут дать мне занятия всего по несколько раз в неделю? Короче говоря, пока сам этим делом не загоришься, не начнёшь вкладывать в занятие всё своё внимание и силы – толку не будет. Какие бы радужные перспективы не рисовало бы при этом ваше воображение, подкреплённое вескими доводами старших по рангу.

На этом этапе главным мотиватором, на мой взгляд, должен выступать только ты сам. Ведь что-то меня тогда зацепило в том самом увиденном фрагменте? Это могут быть совершенно разные с технической стороны моменты – эффектные серии ударов ногами, раскидывание противников неуловимыми движениями и прочее, прочее, прочее.

Здесь я хотел бы остановиться на следующем моменте. Я считаю, что именно на этом этапе важно сосредоточиться именно на технике того или иного стиля, а не на сверхвозможностях, которые он (в отдалённой перспективе) даёт обладателю — левитация, поражение соперников на расстоянии, неуязвимость для оружия, чтение мыслей, замедление времени, телепортация и т.д. Список вы, при желании, можете продолжить сами.

левитацияПомогают при этом вышеуказанные легенды, вдохновляют на усиленные многочасовые тренировки – прекрасно! Если же, наоборот, «демотивируют», внушает ложную уверенность в своих силах – гоните их прочь!

Ведь именно на этом то этапе, многие и погорели.

Кто-то, вопреки вышесказанному желает в первую очередь овладеть свервозможностями. Кого-то уносит в сторону – он на определённом этапе или желает стать непобедимым микс-файтером или непревзойдённым уличным бойцом, а когда не получает ожидаемый результат — начинает менять школу за школой. Кто-то разочаровывается в стиле после первых неудач на соревнованиях. Кому-то, напротив, это даёт на некоторое время мотивацию для дальнейшего роста, но вплоть до очередной неудачи. Техника, казалось, досконально разученная на тренировках, категорически отказывается работать в спарринге.

Так мы переходим к МИФУ №3, назовём его «ПРАВИЛЬНАЯ И НЕПРАВИЛЬНАЯ ТЕХНИКА».

Тут может быть несколько вариантов. Допустим, есть такой вариант. Вы применяете технику отличную от изучаемой, и тренер вам говорит – «Это нормально. В другой условной ситуации будет работать именно приём из ката». Однозначно – миф. На самом деле, работает лишь то, что уже работало ранее. Получалось до этого тысячу раз – будьте уверенны, получится и в тысячу первый.

Или другой вариант. Вы вроде успешно применяете в спарринге какие-то приёмы, а Учитель говорит – «у тебя неправильная техника». Тут уже есть повод задуматься – быть может, не так уж и успешны эти приёмы? Учителю то со стороны виднее. Пройдут ли эти приёмы против более сильного противника? А когда Вас застали врасплох? Эти слова Учителя должны побудить Вас лишний раз проанализировать свои тренировки, с удвоенной энергией взяться за отшлифовку вроде бы уже изученных приёмов. Сравните это с первым случаем, после которого следует как бы самоуспокоенность и расслабление – «всё нормально, всё хорошо, продолжаем тренироваться как и прежде».

Отсюда можно сделать ряд выводов.

Первый – по возможности избегать или не обращать внимание на «мифы-демотиваторы», под воздействием которых наступает самоуспокоенность. Например, я попал в секцию с классным стилем (с хорошим тренером) – значит теперь я обязательно стану супербойцом. С таким подходом – не стану!

Второй вывод – находясь под воздействием «мифов-мотиваторов», как можно чаще проверять их на «вшивость». И делать это стоит не из принципа, а из самой веры в этот миф (в пределах разумного, конечно). Например, если мне говорят, что с помощью данного стиля я могу победить боксёра – значит, я должен идти в зал к боксёрам и спарринговаться с ними для проверки этого утверждения.

боксёрыКонечно, подобная практика очень губительно скажется на самом мифе. Не отчаивайтесь и смело создавайте себе новый (другие вам в этом охотно помогут:-) Вот так, методом проб и ошибок, путём набивания шишек, на собственной шкуре и будет проходить ваш путь познания боевых искусств.

Основная задача, которая стоит перед изучающим боевое искусство вовсе не в том, чтобы победить как можно больше противников, а в том, чтобы пройдя очередной этап, своевременно суметь увидеть направление дальнейшего совершенствования своего мастерства.

А теперь возвратимся к началу статьи, и снова зададим себе вопрос – «Чему я хочу научиться, придя в школу боевых искусств?» Для настоящего фаната боевых искусств это будет бесконечный процесс саморазвития – придя, чтобы научиться каким-то эффектным приёмам, он будет открывать для себя новые и новые горизонты.

А вот для человека, оказавшегося во власти всякого рода мифов и стереотипов, и не желающего от них избавляться, это будет очень короткий и малорезультативный путь. Оказавшись в плену иллюзий, что только сам факт его прихода в школу дарует ему необычайные возможности, он сильно рискует своей жизнью и здоровьем. Но куда чаще присутствует другой вариант – не получив того, чего он рисовал в своём воображении, такой человек и вовсе разочаровывается в боевых искусствах.

Родился в 1977 году. В 2010 пришёл в секцию школы Вин Чун Куен Пай (вьетнамская линия) в своём городе. С тех пор, по мере сил и возможностей продолжаю изучать данное направление. С недавнего времени решил популяризировать боевые искусства посредством статьей.

3 КОММЕНТАРИИ