Каратэ-фильмы и формирование спроса на боевые искусства. Что есть?

Первая часть статьи: http://budokarate.ru/?p=2147

В прошлый раз мы с вами остановились на том, что с определённого этапа в жанре «каратэ-фильм» стали участвовать актёры, имеющие к боевым искусствам, мягко говоря, крайне слабое отношение.

Разбитие поединка на отдельные эпизоды и последующий умелый монтаж, помноженные на отличную операторскую работу и передовые технологии позволяли поставить более-менее качественную боевую сцену даже при отсутствии многолетнего опыта занятий боевых искусств у действующих лиц.

Такой фильм как «Матрица», и многие другие являются отличным доказательством этих слов.

Другой же характерной особенностью современных фильмов на тему боевых искусств я считаю унификацию сюжетов. В отдельном жанре «каратэ-фильмов» появляются свои поджанры со своими правилами и особенностями сюжетов.

Прежде всего — это фильмы о том или ином стиле («Онг Бак«, «Ип Ман«).

Затем  — фильмы на спортивную тематику («Неоспоримый«, «Никогда не сдавайся«).

А на закуску — фильмы про секретных агентов и их невероятные способности (трилогия про Джейсона Борна, киносага об Итане Ханте и прочие).

Как это связано с формированием интереса к боевым искусствам? С фильмами про стиль всё понятно. У зрителя каждый стиль ассоциируется с некоей эффектной «изюминкой», которая и является визитной карточкой данного стиля. Если это Вин Чун – то это «липкие руки». Если муай-тай – то лоукики и удары коленями. Если айкидо – то разбрасывание противников по залу каким-то неведомым образом. Если джи-джитсу – то захваты и удушение противника ногами и так далее. Всё это и создавало благоприятнейшую почву для создания подобных фильмов.  Главный герой, являющийся мастером одного из стилей боевых искусств, на протяжении всего фильма всем нам доказывал превосходство именно своего стиля над всеми другими.

После фильма Марка Дакаскоса «Только сильнейшие» многие загорелись желанием овладеть таким экзотическим видом единоборств как «капоэйра». После фильма «Ип Мэн» с Донни Йеном в главной роли, поклонники боевых искусств срочно начали искать секции, где преподаётся стиль Вин Чун.

Что касается фильмов про спорт, то здесь явно прослеживается желание сценаристов идти на поводу у моды. Всю большую популярность набирают такие виды спорта как микс-файт и джиу-джитсу – тут же появляются фильмы на соответствующую тематику.Сюжет подобных фильмов прост и кочует из картины в картину – молодой и никому не известный файтер, будучи озабочен идеей стать чемпионом, на пути к своему чемпионству побеждает опытнейших бойцов, демонстрируя при этом незаурядные стойкость и силу духа. Несмотря на то, что эти фильмы учат нас тому, насколько важны упомянутые качества в боевых искусствах, лично меня подобные шедевры не вдохновляют.  Я как-то высказывался на тему спортивного кино, и о том, как меня бесят подобные «находки сценаристов».

Ну, а если говорить о спецагентах и их невероятных способностей, то как можно забыть о признанном корифее этого жанра… Нет, не о Джеймсе Бонде, а об Кэйси Райбек — ветеране войск специального назначения и эксперта по всему, что только можно себе представить в военном ремесле.

Как видим, Стивен Сигал боевое искусство своего героя возвёл практически в абсолют, он одним лишь упоминанием своего имени наводит панику на видавших виды врагов. Данный персонаж за доли секунд разделывался с группой матёрых головорезов, ломая им кадык, демонстрировал завидные навыки владения ножевым боем, а также способы противостояния безоружного противника вооружённому.

Разумеется, тут же нашлись желающие овладеть и такими вот специфическими навыками (зачем они им – вопрос не ко мне). Это побудило резко возросший интерес одновременно сразу к нескольким направлениям боевых искусств. Одни, впечатлившись супернавыками упомянутого персонажа, искали возможность овладеть разного рода армейскими прикладными методиками, наподобие израильской системы крав-мага. Другие копнули поглубже и заинтересовались происхождением техник, показанных на экране Сигалом, и снова обратили свой взор на Восток. На этот раз их внимания удостоились районы Малайзии, Индонезии, Филиппин, где, как оказалось, уже долгие годы культивировались и развивались разного рода прикладные стили. «Пенчак-силат» и «эскрима» – это лишь обобщённое название боевых систем соответственно Малайзии/Индонезии и Филиппин. Специфика и стили данных боевых систем одного названия могли кардинально разниться от региона к региону, но особо привлекательными их для некоторых граждан делало то, что основной упор в них делался на работу с оружием. Тут наличествовали и подводящие упражнения и отработка прикладных приёмов (как поражение противника, так и его обезоруживание), показательные поединки и поединки в полный контакт (да-да, не удивляйтесь). Желающих узнать об этих стилях побольше отошлю к соответствующим эпизодам таких сериалов как «Тайны боевых искусств (оригинальное название«Fight Quest») и «Человек-оружие» («Human Weapon»). В обоих этих документальных сериалах (очень неплохих, кстати), представлены как школы «силат», так и филиппинские школы боевых искусств.

После «каратэ-фильмов» последней волны в мире, пожалуй, уже не осталось стиля боевых искусств, который бы не был представлен на экране. Но ключевым остаётся вопрос — что же нас зрителей привлекает в данном жанре?

Привлекает нас то, что герои фильмов данного жанра словно обладают некоей магической силой, которая даёт им невероятное превосходство над остальными людьми, которые не изучали боевые искусства (или изучали недостаточно хорошо). Конечно, это не совсем соответствует действительности, но аура подобных фильмов продолжает делать свое дело и поныне, благодаря чему неуклонно поддерживается интерес людей к различным стилям боевых искусств (что, по моему глубокому убеждению, и является главным плюсом подобных фильмов).

Ещё один момент, на котором я считаю нужным заострить внимание. Это демонстрируемое на киноэкране техническое мастерство главного героя (или героини) в области боевых искусств.

Часто приходится слышать мнение – «Самый эффективный вид боевого искусства это бокс, поскольку там за короткое время можно поставить удар». Ну, «поставил» удар, а дальше что? Мой предполагаемый противник будет ждать, пока по нему нанесут «поставленный удар»?

С другой стороны, сейчас к услугам актёров есть множество специалистов, которые за достаточно короткий срок (обычно, в пределах двух месяцев) могут поставить технику, необходимую для эффектной демонстрации на киноэкране. Недавнее видео с Анной Кёртис тому подтверждение. Но можно ли считать увиденное, а также «поставленный удар» боевым искусством?

Для ответа на этот вопрос предлагаю вернуться к Сигалу и Ван Дамму. В чём главное отличие между ними? Жан Клод сделал ставку на эффектную составляющую боевых искусств. Это очень красиво и притягательно, недаром таким спросом пользуются показательные выступления тхэквондистов и ушуистов, да и в спортивных поединках нет-нет да и проскочит что-то подобное. Да, это красиво, но полагаю, не нужно объяснять, сколь много времени займёт изучение подобных трюков до нужного уровня.

Стивен Сигал же на киноэкране в первых своих фильмах демонстрировал ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ принципы боевого искусства – контратака с мгновенным «входом» в соперника с последующим его выведением из равновесия и предполагаемых добиванием. На всё про всё – считанные мгновения.

Естественно, зритель этого не понимал, вот почему фильмы с Жаном Клодом Ван Даммом поначалу выигрывали конкуренцию у Сигала (в «докейсирайбековский» период). Затем Сигал добавил немного «понтов» (понятное дело, я сейчас не про Вин Чун) и дело пошло на лад.

Короче, я сейчас о том, что никакие «эффектные приёмы» и перебирания рук не заменят того, что достигается при наработке в течение многих лет. Киноэкран эту грань здорово стирает, в том числе и за счёт спецэффектов, и зачастую хорошо поставленный поединок с участием непрофессионалов смотреть куда интереснее и увлекательнее, чем действия заслуженного спортсмена. Но всё же Искусство остаётся искусством, и артисты, прошедшие долгое обучение боевым искусствам, как по мне, предпочтительнее тех, кто прошёл только месячные курсы подготовки. Другой вопрос, что оба этих подхода (эффектные трюки и фундаментальные принципы) при постановке боевых сцен нужно суметь красиво преподнести, и тут мы в очередной раз не можем не вспомнить про корифеев этого жанра, как прошлого, так и настоящего…

 

Родился в 1977 году. В 2010 пришёл в секцию школы Вин Чун Куен Пай (вьетнамская линия) в своём городе. С тех пор, по мере сил и возможностей продолжаю изучать данное направление. С недавнего времени решил популяризировать боевые искусства посредством статьей.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Кстати, спортивные, опять же не все. но более-менее адекватно показывают суть подготовки, а вот фильмы, подобные боевикам 80-м или гонк-конгским боевикам, изображают какую-то иллюзию подготовку.

    • Я бы больше делил фильмы на «плохие» и «хорошие», чем на «спортивные» и «неспортивные». Например, есть ряд фильмов с Джекки Чаном, которые мне нравятся и в которых показан процесс такой подготовки. И есть ряд спортивных фильмов, в которых процесс подготовки доведён до абсурда. Особняком тут, конечно, стоит фильм «Не отступать, и не сдаваться», но почти все такие спортивные фильмы грешат тем, что новичок за крайне короткий период проходит путь до Мастера боевых искусств.