Евгений Яшин: «Меня всегда коробило, когда оператор или журналист выходят на ковер или татами, не сняв обуви».

Мой собеседник представился скромно – Директор студии спортивного кино, но я, все же, возьму на себя смелость и расскажу о Евгении Яшине подробнее. Этот человек не просто снимает спортивные турниры и соревнования, для многих поклонников спортивной журналистики и боевых искусств, фильмы и ролики, снятые студией Евгения Яшина стали своеобразным эталоном качества и отличной мотивацией. Его фильм «Ронин. История бездомного бойца» подарил Евгению второе место на IV Всероссийском фестивале спортивного кино и телевидения в номинации «Спорт и личность».

На каком каркасе строится спортивная журналистика, какими качествами должен обладать журналист, решивший подготовить материал, касающийся спорта и боевых искусств, с какими проблемами сталкивается спортивная журналистика у нас и за рубежом, расскажет наш сегодняшний собеседник.

Здравствуйте, Евгений.

Вы известная личность в мире спортивной журналистики, но, как мне известно, вы не собирались целенаправленно выбирать стезю документального кино. Как все для вас началось?

За свою биографию я много чем занимался, а, будучи начальником отдела рекламы и маркетинга, пришлось срочно ехать в командировку. Видео оператор заболел и мне пришлось изучать инструкцию к видеокамере в поезде. Мы приехали на Кубок президента по самбо и я лично, в течении 2 дней, снимал схватки на ковре.

По приезду домой решил что это то, чем я хотел бы заняться в ближайшем будущем. Начал читать литературу и снимать, снимать, снимать.

Задача была ни одного дня без сюжета. Что-то сразу в мусорную корзину, а что-то в архив.

Поездки по турнирам и соревнованиям в качестве оператора. Опыт получил колоссальный, связи и знакомства в спортивном мире.

Поскольку друзья и знакомые, в основном, занимались самбо, то и основным сюжетом моих съемок был именно этот вид единоборств.

Получив определенные навыки, почувствовал в себе уверенность и стал снимать документальные фильмы о спорте. Участие в кинофестивалях в том числе и международных, позволило обмениваться опытом на более высоком уровне.

Вы занимались спортом, в частности, самбо. Тренируетесь ли вы сейчас или оставили свои увлечения борьбой?

Я родился и вырос в городе Кстово Нижегородской области. Кстовская школа самбо, в то время, гремела на весь мир. Все мальчишки в нашем городе занимались борьбой. Больших успехов в спорте не достиг но уважение к спорту и понимание борьбы с тех пор осталось.

Что такое спортивная журналистика и спортивная документалистика для вас? Как обстоят с ними дела в современном медиа-пространстве России?

Спортивная журналистика, по моему мнению, в первую очередь, обязана мотивировать на занятия спортом.

Практически все спортивные журналисты, так или иначе, выполняют задачи, поставленные своими работодателями, а эти задачи в основном направлены на извлечение прибыли. Отсюда и отсутствие некоммерческих документальных проектов на телеканалах России

Какова специфика спортивных съемок и спортивных сюжетов? Какие профессиональные навыки необходимо для этого иметь?

Человек, занимающийся съемкой спортивных проектов, изначально, должен владеть, как можно большей информацией о том виде спорта, какой собирается освящать в своем материале.

Знание тонкостей позволяет не делать ляпы в своих сюжетах.

Меня всегда коробило, когда оператор или журналист выходят на ковер или татами, не сняв обуви, это проявление неуважения к спортсменам. А в итоге и в репортажах такие горе журналисты путают ринг с помостом а татами с ковром.

Вам приходилось работать с выходцами из различных единоборств. С кем было проще  и с кем сложнее всего работать?

Везде есть хорошие и коммуникабельные люди, если они понимают что ты в теме, то подход всегда можно найти

В чем вы находите вдохновение для своих сюжетов?

Специально не ищу сюжеты, все происходит спонтанно в процессе работы. Главный закон для меня, это снимать как можно больше и в этой массе всегда можно отыскать крупицу того что потом может стать хорошим роликом или фильмом.

Один из ваших фильмов о «бездомном ронине» получил приз и общее признание. Почему вы решили рассказать об этом человеке?

Сначала услышал о нем из рассказов знакомых, а потом судьба свела на одном из турниров по грепплингу. Познакомились, поговорили и сразу пришла мысль сделать его ключевой фигурой для мотивационного ролика.

Отсняли первый материал и поняли, что Ронин настолько и глубокая и интересная личность, что решили сделать документальный фильм.

Зачастую, приходится видеть ролики или читать статьи и понимать, что тот, кто их писал или брал интервью, полнейший профан в мире боевых искусств. На ваш взгляд, следует ли проводить некий отбор в спортивную, да и в любую специфическую  отрасль журналистики и как это лучше делать?

Как я уже говорил выше, журналист должен быть в теме или как минимум стараться быть в теме, а не брать наскоком незнакомый материал.

Отбора ни кто проводить не будет, отсев будет проходить естественным путем, профаны исчезнут или перейдут освещать другие, далекие от спорта темы.

Когда вы снимаете, не возникает ли у вас ощущение, что вы пропускаете «эмоциональную» составляющую турнира, как бы оставаясь все время в стороне?

Да кстати, глядя в монитор камеры многое можно упустить, но эмоции зрителей в зале  на таких турнирах настолько высоки, что иногда получаешь даже лишку))

Какие курьезные случае с вами происходили за время съемок турниров по боевым искусствам или другим видам спорта?

Курьезных случаев стараюсь избегать, но всегда жалею, что не владею английским языком, иногда столько иностранных звезд первой величины рядом находятся, а ты кроме «майнем из Вася» ничего из себя выдавить не можешь

Как обстоят дела у ваших коллег за рубежом, насколько там развитей спортивная документалистика и спортивная журналистика?

Из моего общения с коллегами за рубежом те же проблемы, что и у нас — ФИНАНСИРОВАНИЕ. Других отличий не заметил, есть деньги они снимают, нет денег снимаем только мы в России))

Каковы ваши творческие? Какой сюжет станет для вас вершиной вашей карьеры?

Вершина в карьере спортивного журналиста как и у спортсмена, это работа на Олимпиаде.

А планы сейчас в поисках финансирования нового фильма о спорте.

Писатель, публицист.
Занимался дзюдо, тэйквон-до, прыгал с парашютом.