Интервью с шиханом Косаку Йокота: мы должны сохранять традиции

Шихан Косаку Йокота был учеником сэнсэя Сугано, ассистентом Теруюки Оказаки и учеником Асаи Тэтсухико, а также инструктором в штаб-квартире ISKF и посвятил боевым искусствам более пятидесяти лет своей жизни. Написал несколько книг о каратэ. В этом, эксклюзивном интервью для сайта budokarate.ru мы поговорим с шиханом о его Пути, взглядах на современное каратэ и многом другом…

Здравствуйте сэнсэй! Для меня большая честь познакомиться с Вами и я сразу хочу поблагодарить Вас за эту возможность пообщаться. Полагаю, наших читателей будет интересовать вопрос о том, когда вы начали заниматься каратэ и почему?

Я начал свои тренировки в каратэ в 1962 году, когда мне было 15 лет. А почему начал, то тут следует рассказать историю, которая всё и объяснит.

Мой первый опыт в боевых искусствах был в дзюдо. Мой отец был обладателем черного пояса Кодокана (штаб-квартиры в Токио). Насколько я помню он получил третий дан еще будучи в университете в Токио. Когда я закончил начальную школу и переходил в старшую школу, я сказал отцу, что меня интересуют боевые искусства. Вообще-то я планировал заниматься кэндо или кэндзюцу, но мой отец сказал, что я должен пойти в дзюдо. Я так и сделал. В полицейской станции нашего района была программа преподавания дзюдо для детей и один из полицейских был нашим сэнсэем. Он был большим и сильным. Он настолько нас впечатлил, что мы были уверены, что дзюдо является лучшим боевым искусством.

После двух лет тренировок, в наш клуб вступил один небольшой молодой человек (судя по всему студент университета). Поскольку он был совершенно новеньким, то я мог бросить его без особых усилий. Он был очень вежлив и полон энтузиазма. На что я обратил внимание, что он мог вскочить на ноги из положения лежа, сразу после того, как его бросили. Он был как ванька-встанька. Все остальные ученики, после того как их бросят, обычно переворачивались, чтобы встать на четыре точки (руки и колени) и уже после этого подняться. Однако новенький вскакивал прямо из позиции лежа на спине без переворачивания на полу или использования рук.

Kousaku Yokota

Мы все думали, что он немного странный, но не спрашивали почему, пока он не сказал нам через год, что покидает наш додзе. И вот после последней тренировки я шел с ним на ближайшую станци, где тот садился на поезд, чтобы отправиться домой. Во время прогулки я спросил почему он решил уйти всего через год занятий? Он ответил, что на самом деле является учеником в додзе каратэ и хотел изучить бросковые техники дзюдо наряду с партером. Тогда я спросил, зачем бросать дзюдо если оно является более сильным боевым искусством нежели каратэ? В то время я практически ничего не знал о каратэ. Кроме того мы все смотрели художественный фильм называвшийся Сугата Санширо, в котором дзюдоист побеждает в матче против каратиста. Так что мы были полностью уверены, что дзюдо лучше каратэ.

К моему удивлению он заявил, что расскажет мне правду, поскольку все равно покидает наше додзе. Он сказал, что уважает дзюдо и многому у нас научился, но однозначно знает, что каратэ более эффективно в рукопашном бою. Я сильно возражал и сказал, что много раз бросал его на тренировках, а он ничего не мог сделать. Он ответил, что так случалось лишь потому, что он не использовал технику каратэ. Я на самом деле был уверен, что смогу схватить его и бросить до того, как он успеет хоть что-то мне сделать. Поэтому, без какого-либо предупреждения я попытался схватить его за куртку и бросить. К моему великому удивлению я оказался сбитым на спину и смотрел на него снизу вверх. Я не понимал, что произошл, но лишь почувствовал, как что-то резко ударило меня в живот. Парень быстро извинился и помог мне подняться. Оказалось, что он сбил меня на спину ударом ноги. Поскольку дистанция была очень близкой я не ожидал ничего подобного и поэтому не заметил движение его ноги. Это было похоже на магию.

Он сказал, что не бил меня в полную силу, лишь достаточно для того, чтобы сбить с ног. Вообще-то он был удивлен, что я упал, поскольку хотел лишь оттолкнуть меня с помощью ноги. Также он добавил, что мог ударить и сильнее сломав несколько ребер и закончив бой ударом кулака в лицо. Этой демонстрацией он полностью убедил меня в том, что каратэ может быть более эффективно в рукопашной. Я очень захотел изучать каратэ, но мне пришлось остаться в дзюдо и ждать еще год пока я не перейду из старшей в высшую школу.

Kousaku Yokota

Кто были вашими учителями в каратэ? Как долго вы занимались у каждого и какое влияние они оказали на вашу технику и видение каратэ?

Я считаю, что у меня три учителя.

Первым был сэнсэй Сугано, который являлся сопредседателем японской ассоциации каратэ (JKA) и обладателе девятого дана в городе Кобэ. Я тренировался у него в течении 26 или 27 лет. Он был большим и сильным каратистом. Наблюдая за ним я научился генерировать силу. Его тренировки были весьма брутальными. Зимой он открывал в зале окна даже когда снаружи шел снег. А летом он закрывал окна и выключал вентиляторы. Пол становился очень скользким от нашего пота. Он заставлял нас двигаться быстрее и мы начинали падать особенно при выполнении ударов ногами. В зале становилось так жарко, что начинало казаться будто мы находимся в сауне. Часто казалось, что ты теряешь сознание. Таким образом мы тренировались не только удерживать баланс, но и становлись крепче и выносливее. К сожалению сэнсэй Сугано умер в 2001 году.

Следующим моим учителем был Теруюки Оказаки, бывший когда-то председателем ISKF, обладатель десятого дана. Я был одним из его ассистентов в штаб-квартире в Филадельфии. Я тренировался у него примерно девять лет пока не вернулся в Кобэ в 1981 году. Сэнсэй Оказаки великолепный мастер, а его базовая техника практически совершенна. Он был известен за его превосходный йоко-гери, так что мы все пытались копировать его удар.

Когда я тренировался в Филадельфии, я помню, что подход к кумитэ был очень серьезным и был дозволен контакт. Кровотечение у кого-нибудь из носа было ежедневной рутиной. Ученики не уходили даже после таких брутальных кумитэ. Это происходило в семидесятых, как раз когда Брюс Ли стал очень популярным. Очередь на занятия в нашем додзе насчитывала более сотни человек. Мне кажется многие ученики хотели быть похожими на Ли и поэтому не бросали тренировки.

Моим третьим учителем был Тетсухико Асаи, в восьмидесятых бывший техническим директором JKA и основатель JKS, обладатель десятого дана. Под его руководством я тренировался всего пять лет, поскольку он ушел из жизни в 2006 году. Однако, он оказал наибольшее влияние на мое каратэ и я по прежнему следую его учению. Я называю его Асаи-рю. После того, как он стал одним из инструкторов в JKA, его направили в Тайвань преподавать каратэ. Там он обучался стилю ушу белого журавля. Его каратэ весьма отличалось от общепринятого поскольку его движения были более округлыми и очень плавными. Кроме того он создал более сотни ката поскольку чувствовал, что стандартных двадцати шести ката не достаточно. Он был очень гибким и выносливым даже после шестидесяти лет. Благодаря этому он стал для меня примером для подражания. Мой план — тренироваться до своего последнего дня и распространять учение Асаи по всему миру.

Kousaku Yokota

Ката — вероятно являются одним из самых спорных элементов каратэ. Одни говорят, что ката — это анахронизм, пережиток прошлого. Другие заявляют, что ката самая важная часть каратэ, но зачастую затрудняются внятно объяснить почему. Не могли бы вы объяснить почему ката так важны? Неужели невозможно научиться поединку без ката?

Позвольте разбить этот вопрос на две части:

а) почему ката важны?
б) и неужели невозможно научиться поединку без ката?

Начну с первого вопроса. Это очень не простой вопрос и требует развернутого ответа. Тем не менее я написал статью на эту тему, которое можно найти в моей третьей книге “Shotokan Transcendence”. Поскольку статья по объему занимает 19 страниц, то я не буду цитировать ее здесь, но поделюсь лишь выводами, которые звучат следующим образом: мы должны изучать ката, чтобы достичь максимальной эффективности в бою голыми руками. Если читателям интересно узнать о причинах такого вывода, то пожалуйста прочтите пятую главу называющуюся “причины по которым мы должны сохранять ката”.

Ответ на второй вопрос также присутствует в моей статье. Выводы такие: да вы можете научиться драться без ката, но лишь на уровне уличного драчуна. Если же вы хотите подняться выше этого, то изучать ката необходимо. Вы найдете детали в той же, пятой главе.

Есть ли в современных ката стандартный для всех бункай или это поле для личного исследования каждым каратэкой?

Прежде всего мы должны понимать, что возможности бункай бесконечны. Другими словами он может меняться в зависимости от обстоятельств и всех переменных в бою. В каждом ката есть конечно же какие-то стандартные или популярные бункай, но мы не должны сильно привязываться к ним. Это лишь один пример из многих или из бесконечных возможностей. Поскольку мы не можем изучать бесконечное количество ситуаций для бункай, то необходимо просто больше изучать само каратэ для понимания большего числа возможностей. Уровень понимания бункай будет изменяться с повышением навыков каратэ адепта. По достижении полного понимания ката после многих тысяч его повторений, адепт сможет применять техники из ката в любых вариантах независимо от ситуации и обстоятельств. Следующее заявление прозвучит противоречиво, но мы должны практиковать ката не думая о бункай, чтобы достичь уровень мастерства, который позволит понимать любой бункай.

Kousaku Yokota

Какова была причина, по которой сэнсэй Асаи создал так много ката?

Существуют два метода изучения ката и каждый адепт должен выбрать для себя хотя бы один.

Первый — изучать и практиковать лишь несколько ката, но с большой интенсивностью. Самый известный сторонник такого метода Мотобу Тёки (1870 — 1944), Окинавский мастер, соперничавший с Фунакоши за право преподавания каратэ в Токио. Он верил в необходимость практиковать лишь несколько ката. Он заявлял, что единственное ката, которое он практиковал было Найханчи (Тэкки в Шотокан), не смотря на то, что существуют документы подтверждающие, что он знал и другие ката. Мотобу верил, что овладев в совершенстве несколько основных ката, как Тэкки, человек получит все необходимые навыки для ведения поединка.

Другой метод — изучать и практиковать, насколько возможно большее количество ката. Мастер Асаи несомненно придерживался данной точки зрения. Он считал, что содержащихся в 26 ката JKA техник недостаточно.

Мы все знаем, что Фунакоши изменил стойки во многих ката. Самые значимые это Нэкоаши дачи во всех Хейан-ката и некоторых высших ката. Поскольку Мастер Асаи считал, что стойка Нэкоаши очень важна, то он адаптировал многие ката для этой стойки. Он также считал, что в стандартных ката недостаточно вращений телом (tenshin). В ката JKA присутствуют лишь несколько вращений корпуса в Ганкаку и Дзиин. Кроме всего вышеперечисленного он считал, что необходимо больше практиковать техники открытой ладони и локтей. Поэтому он создал ката с определенным акцентом на одну из двух техник. Например, Rakuyo — ката с различными вариантами ударов локтями; Seiryu — ката с хлесткими ударами руками и Kyakusen — ката со множеством различных ударов ногами, включая уширо-гери и различными хлесткими ударами. Он опасался, что изучая лишь несколько ката ваше обучение будет слишком ограничено. Изучая много ката человек может изучить и практиковать более широкий спектр техник и комбинаций. Я согласен с ним, поэтому добавил более 30 ката Асаи в свою “библиотеку” в дополнение к ката JKA.

Вы возглавляете организацию под названием “ASAI”. Не могли бы вы рассказать подробнее о том, что это за организация и каковы ее цели и задачи?

Да и я очень счастлив этому. Аббревиатура “ASAI” расшифровывается как “Asai Shotokan Association International”. Я выбрал это название, поскольку мы хотим продвигать будо каратэ и помнить имя Мастера Асаи, который изменил мое каратэ. Я состоял в JKS, в организации которую Мастер Асаи создал в 2000 году. Я также состоял в JKA на протяжении сорока лет (1962 — 2002) и я не хотел покидать ее, но у меня не было выбора. Чтобы следовать за каратэ Мастера Асаи я вступил в JKS в 2002 году. Я оставался там даже после его смерти, но все-таки вышел в 2009 году, поскольку чувствовал, что организация не прилагает достаточных усилий для следования стилю Асаи и боялся, что его имя канет в лету. После выхода из JKS я чувствовал, что настало время основать собственную организацию для следования моей цели. Поэтому я и создал “ASAI” пять лет назад. Наша задача распространять будо каратэ, а также заработать признание Асаи-рю в семье шотокан.

“ASAI” уникальна тем, что наша главная цель — будо каратэ. Это означает, что мы не согласны с современной тенденцией полного оспортивлевания каратэ, которое продвигает Всемирная Организация Каратэ (WKF).  Мы верны правилам шобу-иппон, поэтому в “ASAI” у нас проводятся собственные соревнования, которые очень близки к правилам использовавшимся ранее в JKA. Мы опасаемся, что размытое каратэ, которое можно наблюдать в турнирах WKF разрушит суть истинного каратэ. Это довольно щекотливая тема и у меня есть много чего сказать на данную тему, но я воздержусь в этом интервью, т.к. и без того много уже написал. Я также описал своё мнение и причины в другой книге “Karate Paradigm Shift” в 14-ой главе: “Хочешь победить vs. не хочешь проиграть”. В этой главе я описал, что случится с каратэ, после того, как оно вступит в олимпийские игры.

Kousaku Yokota

Кроме того, наша организация совершенно вне политики, потому что мы считаем, что политические дрязги, достаточно частые среди различных организаций являются раковыми опухолями на теле каратэ. Лучший способ улучшить каратэ в целом — это политика открытых дверей и свободный обмен знаниями между адептами.

Самое большое преимущество, которое даёт наша организация это прямой доступ к шэф-инструктору (мне), а также нашему Шихан-кай. Наше правление состоит из семи старших инструкторов (6 даны и выше). Двое в США, двое в Европе и по одному в Японии, среднем востоке и Южной Америке. Если сложить всех этих мастеров, то выходит более 300 лет опыта. Если у членов нашей организации возникают вопросы, то они могут обратиться напрямую ко мне и я им всегда отвечу. Если я не уверен в ответе, то я связываюсь с Шихан-кай и обращаюсь к их опыту. Я знаком с немалым числом Японских организаций, но ни в одной из них не существует такого вида общения.

Другое уникальное преимущество для членов в “ASAI” — это наш Онлайн Додзё и онлайн экзаменация. Это что-то совсем новое и неизвестное и много людей относятся к такому нововведению очень скептически и негативно. Однако, я написал статью и на эту тему в книге “Karate Paradigm Shift” в 8-й главе “Легитимны ли онлайн экзамены?”. В этой же главе я объяснил также и об онлайн-додзё.

Вы уже коснулись спортивной темы. Не кажется ли вам, что в современном каратэ слишком много спорта? Всё, что многие адепты каратэ делают является лишь во имя спорта. Многие техники никогда не используются в соревнованиях и практически забыты, например, микадзуки гери, шуто, хайто, локти, колени и т.д…

Я согласен с вами на 100%. Мы верим в будо каратэ. В наших кумитэ мы не практикуем зарабатывание очков, но пытаемся достичь смертельных техник. Я уже выразил свою позицию по поводу того, что каратэ было включено в олимпийские игры. Я также знаю, что нас будет меньшинство, но мы продолжим хранить истинное будо каратэ, которое пришло к нам с Окинавы.

Kousaku Yokota

А как вам идея того, чтобы использовать исследования современной спортивной науки в тренировках по традиционному каратэ или знаний накопленных мастерами каратэ прошлого достаточно?

Это отличный вопрос. Я знаю, что мы всегда можем научиться чему-то новому из других областей человеческой деятельности. Поэтому я за использование исследований современной науки и кинезиологии. В тоже самое время я должен предупредить, что многие люди слепо верят в современную науку. Мы должны понимать, что это лишь один из путей понимания вселенной включая наше тело. Мы не должны верить в то, что наука всегда права и не имеет пределов. Как я уже сказал, наука это всего лишь один из путей, который может помочь в понимании некоторых вещей.

Мы также не должны преуменьшать значение тех разработок, что дошли до нас от старых мастеров лишь потому, что они уже старые и учились ещё в прошлом веке. Истинная правда всегда останется правдой и не важно насколько она старая. Во многих случаях мы не прикладываем достаточно усилий, чтобы оценить и понять истинный смысл их учений. Мы должны посвящать больше времени изучению старых знаний.

Мастера JKA 50-60 годов очень сильно изменили шотокан. Как по вашему должен развиваться этот стиль в будущем? Может быть уже существуют какие-то сдвиги в этом направлении?

Да, это правда, что в 50-х в JKA сильно изменили шотокан, особенно, что касается ката. Это произошло потому, что Накаяма хотел организовать первый всеяпонский чемпионат по каратэ (что стало реальностью в 1957 году). Также Накаяма внедрил в шотокан жесткие и длинные стойки, взятые на вооружение у Гиго, сына Мастера Фунакоши.

Всвязи с этим некоторые движения в современных ката не имеют смысла или не могут быть объяснены с точки зрения адекватного бункай. Лучший пример данной проблемы — последние три прыжка в ката Чинтэ. Эти прыжки были добавлены лишь для того, чтобы исполнитель мог вернуться на стартовую точку. Я не согласен с изменениями ката, поскольку они могут поменять смысл техники, так же как и назначение ката. Я также не согласен с идеей санбон-шобу (матч на 3 очка). Каратэ основано на принципе одного удара. Сейчас же целью мачта по кумитэ стало зарабатывание очков.

Сэнсэй Фунакоши был против идеи проведения чемпионатов по каратэ. Он ушёл из жизни в 1957 году, так что JKA смогли начать свои ежегодные чемпионаты именно в этом году. Я уверен, что он был против турниров по той же самой причине, по которой и я выражаю свою обеспокоенность.

К сожалению, тоже самое происходит и сейчас. Поскольку олимпийский комитет принял каратэ в список видов спорта на олимпиаду в 2020 году, JKA (японское отделение WKF) также начало изменять ката и правила кумитэ. Изменений много и я не буду перечислять их все здесь, но изменения эти отрицательно скажутся на каратэ. Они делают их лишь для того, чтобы угодить олимпийскому комитету, которому интересна лишь коммерческая сторона вопроса. Если посмотреть на то, что стало с таеквондо, то можно легко угадать, что случится с каратэ если оно станет постоянным участником олимпиады.

Kousaku Yokota

Изучаете ли вы другие виды боевых искусств?

Когда я начал заниматься каратэ, более пятидесяти лет назад, я изучал также Годзю-рю в течении года. Также год занимался Киокушинкай в начале 80-х, чтобы получить опыт в полноконтактном кумитэ.

Кроме этого в 70-х увлекался Кобудо. Изучал нунчаку, саи, тонфа, сан-сэцу-кон (шест с тремя звеньями), кюсэтсу-бин (хлыст из 9 звеньев) и нанасэтсу бин (хлыст из 7 звеньев). Я считаю, что тренировка с этими видами оружия помогает понимать движения твоего тела. К сожалению Кобудо было убрано из шотокана. Я бы посоветовал всем каратэкам выбрать для себя хотя бы одно оружие для регулярных тренировок.

Очень интересно. Несмотря на то, что у меня ещё множество вопросов, я вынужден заканчивать наше интервью, иначе оно затянется ещё на сотню страниц. В заключении, чтобы вы хотели сказать всем поклонникам шотокана, которые не равнодушны к его будущему и прошлому?

Спасибо, что задали этот вопрос. Я счастлив, что у меня появилась возможность поделиться своими идеями и переживаниями со всеми любителями шотокан каратэ.

Во-первых, если вы любите шотокан, я должен попросить вас оставаться вне политики и сохранять ваш разум открытым. Политика или узкое мышление не должно останавливать вас от общения с адептами и инструкторами из других организаций или стилей. Мы должны оставаться гибкими, чтобы изучать что-то новое от кого угодно.

Я люблю шотокан, но ни в коем случае не заявляю, что это лучший стиль каратэ. Не существует “лучшего” стиля. Есть либо плохие каратисты, либо хорошие вне зависимости от стиля. Адепты шотокана могут учиться у других стилей или других видов боевых искусств, таких как Дзюдо, Кэндо, Дзю-дзюцу и т.д. Давайте сохранять наш разум открытым для новых знаний и иметь желание всегда научиться чему-то новому.

Kousaku Yokota
Tetsuhiko Asai and Kousaku Yokota

Во-вторых, я надеюсь, что все читатели продолжат тренироваться в искусстве каратэ как умственно, так и физически. Путь каратэ означает Путь жизни, что в свою очередь означает практиковать каратэ не только в додзё, но и в повседневной жизни. Сейчас мне уже 70 лет, но каждое утро я посвящаю 3-4 часа для тренировки. Это очень важно для совершенствования и для поддержания воды в горячем состоянии, как сэнсэй Фунакоши завещал нам в своих 20 заветах.

Главный редактор блога «Каратэ длиною в жизнь».
Опыт занятий боевыми искусствами с 1988 года.