Андрей Вершинин об айкидо, как о спорте и искусстве

Андрей Вершинин

Поклонники айкидо всегда стараются доказать, что их единоборство далеко не спорт, это куда больше, чем даже просто боевое искусство. Людям с западным складом ума, то есть нам с вами, всегда хочется конкретного объяснения и мы имеем на это право.

Чтобы разобраться, что же такое айкидо и является ли этот вид единоборств спортом, я побеседовал с Андреем Вершининым, обладателем 2 дана по айкидо айкикай, КМС по АРБ, призером Росси по РБ (Динамо), Чемпионом России по джиу-джитсу среди полицейских и спасателей, серебряным призером Спб по джиу-джитсу среди полицейских, КМС по боксу, мастером спорта по плаванию.

Здравствуйте, Андрей.

С чего начался ваш путь в боевых искусствах? Почему, в итоге, вы пришли именно к айкидо?

Здравствуйте!

Я родился в семье военнослужащего. Мой отец, мастер спорта СССР по тяжелой атлетике. С детства мои родители приучали меня к спору. С двух лет, как только я крепко встал на ноги, меня отдали на спортивную  гимнастику и с тех пор я в спорте по жизни!

Когда мне было пять лет, я впервые увидел наш замечательный советский фильм «Пираты ХХ века», с участием Талгата Нигматулина. Кадр, где он с одного удара отключает Еременко, запал мне в душу по сей день. Невероятное  что-то по тем временам, но впечатлило здорово! Чуть позже на экран вышел фильм «В зоне особого внимания», где советский десантник, прапорщик Волентир в одну минуту,  уделал четырех вооруженных преступников в сторожке у лесника и тогда я понял, что я стану таким же человеком, как он. Учитывая, что эти кадры актуальны и по сей день. Без фальши и  тягомотины, как любят снимать сейчас. Ну и, не говоря уже о великолепии Андрея Ростоцкого, в фильме « Непобедимый» или « Внимание всем  постам». Жаль, что не снимают такого кино сейчас! Современной молодежи было бы очень кстати.

В 12 лет я начал всерьез заниматься греко-римской (классической) борьбой.  Что, впоследствии,  дало мне очень хорошую физическую базу, включая занятия в бассейне. Не обошла эпидемия видеосалонов в конце 80-х годов, где всем мальчишкам окончательно сорвало голову от Брюса, Джеки, Арни, Чака, Слая (Роки). Ну и конечно же Сигал (Нико-1) «Над законом», где я был поражен техникой айкидо. И я сказал себе, что обязательно посвящу свою жизнь этому искусству. Так  в 2000-м году я и пришел после длинного спортивного пути в «Ленкай», (Ленинградский клуб Айкидо), где я до сих пор тренируюсь и преподаю.

В одном из выпусков «БоБо» вы обмолвились, что представители единоборств, практикующих спарринги и турниры, с вызовом смотрят на тех же айкидок или любых других спортсменов. Получается, что у представителей айкидо нет подобного отношения? Как тогда вырабатывается «воля к победе», бойцовский дух, столь необходимый для победы, пусть не над соперником, но над противником? Все-таки единоборства, насколько гуманны они не были, ориентированы либо на нападение, либо на отражение агрессии.

Да, действительно, многие единоборцы осуждают айкидо,  за его якобы неэффективность. Как я уже сказал выше, что животный инстинкт находится в каждом человеке. Особенно перед соревнованиями, где каждый спортсмен, это твой потенциальный противник. Чувство адреналина перед выходом на ковер или на ринг,  а еще при небольшом опыте, очень высок и это нормально. Потому что, если человек ничего не боится, то это плохо. Так как человеческий организм инстинктивно борется за свою жизнь, пытаясь ее сохранить, и глядя в глаза сопернику во время схватки или поединка, ты видишь самого себя. Со временем ты становишься опытнее, собраннее, увереннее и любой новый спарринг для тебя выходит как само собой разумеющейся, как на тренировке, где ты можешь во время боя определить только какие — то новые детали приемов, которые ты автоматически впитываешь в себя и берешь на вооружение. Может быть, поэтому айкидок недолюбливают как спортсменов.

Повторюсь  еще раз, не все люди хотят большой силовой нагрузки на организм, спарринговаться и бороться с разным возрастом все тяжелее. В большем случае люди приходят на айкидо, чтобы поддержать свое здоровье или хотя бы изучить технику атаки или отражения таковой. Характер каждого человека формирует не только спорт. Жизнь делает его таким, какой он есть. Тяжелая работа, служба, коллектив, учеба, знания и т.д., может  сформировать в человеке такие сильные качества, которых нет  у самого хорошего спортсмена. Так что это чисто психологический момент, кто на кого свысока смотрит. И что выявляет человека волю к победе, зависит уже от него самого и от хорошего тренера-методиста, который вкладывает всю душу в людей.

Слушая ваши объяснения, я задался вопросом, а отчего тогда многие тренера, в том числе и по айкидо, не объясняют, почему они делают именно так? Порой, у меня складывается впечатление, что «традиционные» стили просто принимают на веру то, что им сказали делать. Это превращается в какой-то аналог религии.

Традиционное айкидо (базовое) айкикай подразумевает под собой изучение всех основных направлений в области захватов и ударов. Нет  такого приема, против которого нет контрприема. В айкидо, как и в уличной нестандартной ситуации, все приемы хороши. Просто не все это понимают. Потому что многие хотят научиться всему и сразу, что невозможно и изучать сложность техники не всем под силу. Как и в реальном айкидо и в айкидзюцу есть база, которая изучается и повторяется от  тренировки к тренировке, доводя то или иное  упражнение до совершенства и поэтому, чтобы изучить более опасную и сложную технику нужно изучать ее азы это же очевидно,  как и в любом ремесле. Поэтому мы и учимся держать крепко захваты в начале пути айкидо, чтобы научиться чувствовать центр (механизм),  вокруг которой и происходит техника. И уже в перспективе на более серьезных этапах 1 кю или 1 дана, захват уже можно не осуществлять, а уже чувствовать центр, дистанцию, равновесие и потом уже наносить атаку. Это и должны объяснять мастера с самого начала. А если тренер объясняет это тем, что так надо…, то не вижу смыла слушать и тренироваться у этого человека!

И все же, чтобы заниматься такими дисциплинами, как айкидо, нужно пройти жесткие единоборства? Уэсиба тоже приглашал в свою школу уже опытных мастеров из других стилей.

Совсем не обязательно! Мастер Уесиба приглашал уже подготовленных учеников, потому что в айкидо база (страховка, разминка, атаки, приемы) такая же, как и во всех единоборствах и скорее всего, для экономии времени он хотел как можно больше всеять зерно знаний, чтобы развивать это искусство уже на базе субъективной технологии. Поэтому и получился такой прогресс. Миллионы людей разного возраста идут в додзё, чтобы понять философию айкидо и это просто потрясающе, когда человек стремиться к чему-то, интересуется чем-то, становиться лучше, совершенней, добрее, внимательней ко всему окружающему. Это удивительное искусство. Морихей  Уесиба величайший человек, гений своего времени, который подарил нам это единоборство. Айкидо открыто для всех и для каждого.

Часто приходится слышать, что айкидо, это не спорт, это не просто единоборство, это нечто иное, большее, это искусство. Но западный рациональный ум требует пояснения. Что это тогда такое?

Безусловно, айкидо это спорт!

И я, как опытный спортсмен, силовик, еще раз хочу довести до западного рационального  ума, что айкидо это очень эффективное спортивное направление, которое ведет к улучшению физической формы, психологической устойчивости человека!  В 1989 году спорткомитет СССР признает это боевое искусство спортом. В 1991 году председателем комитета айкидо России становится  заслуженный мастер спорта СССР по дзюдо, замечательный человек, Киселев Сергей Викторович. Впоследствии,  он становится председателем Международной Евро-Азиатской Федерации айкидо России (МЕАФА). И уже в 2005 году председателем Федерации айкидо России становится Кириенко Сергей Владиленович. Огромная армия поклонников состоит в айкидо. Это огромная семья с потрясающими людьми и мастерами спорта, потрясный тренерский состав, это целая жизнь с богатой историей.

Неужели вы думаете, что эти люди, достигшие огромных спортивных высот, занимающие высокие должности, позволят Вам осуждать айкидо?… В айкидо процесс тренировки очень интенсивен, начиная с разминки, страховки, отработки приемов, наброски техники. Темп задает тренер, и за одну хорошую  тренировку ты скидываешь до 1,5 кг. Это очень хороший показатель. Так же как  на дзюдо или на самбо или при хорошем спарринге, ты совершенствуешься, отрабатывая ту или иную технику, получая при этом огромное удовольствие от тренировки. Поэтому спорт это или нет, говорят лишь те люди, которые этим никогда не занимались, или  либо  с какими-то непонятными амбициями. К сожалению все хотят видеть какой-то кровавый результат с отрыванием рук и ног вместе с головой, как демонстрирует  Сигал в своих фильмах. Но чтобы достичь такого уровня, требуются годы упорных тренировок. И если в айкидо, как и в любом виде единоборств, перейти грань дозволенного, результат будет плачевным. Спорт это жизнь! Необязательно проявлять лидерство в соревнованиях, ставит рекорды, тем более, если вы уже в том возрасте, когда нужно только поддерживать свое здоровье, а не ставить какие-то драматические идеи, с целью кому-то навредить.

Многие говорят об айкидо, тай цзи цюань, как о философии. Но не кажется ли вам, что это очередное спекулирование понятием? Все же философия – это наука, имеющая свой предмет, свою методологию, свой объект исследования. Какой предмет и метод у философии боевых искусств, в таком случае?

Да, философия это предмет для изучения.  От древнегреческого слова  «любовь к мудрости». Философия рассматривает все, что может быть проблематизировано. С древних времен изучение боевых искусств у воина формировалась неотъемлемая часть между телом и духом, сформировав в течение многих веков, так называемое «Будо» — путь воина. Только с помощью длительных тренировок над собой, формируется дух воина. Начать  этот путь всегда легко, а вот не сойти  с него  всегда сложнее и поэтому необходимо двигаться по этому пути в балансе с душой, обретя мир внутри себя, неся за собой чистоту мыслей. Поэтому любое совершенство над собой и есть философия! Не только в единоборствах, но и в жизни и в смерти, в работе, в повседневной деятельности в семье и  т.д. Поэтому айкидо как вид боевого искусства однозначно является одним из философских  направлений, где теория и практика поодиночке не представляют ценности.

Основополагающие принципы айкидо базируются на мистике. Морихэй Уэсиба был последователем культа Оомото, основанного в 19 столетии. Это некий вариант синтоизма. То есть айкидо было, сугубо национальным учением, отражающим дух прежней Японии. Насколько европейцу можно осознать эти принципы и нужно ли? А если нет, то будет ли это айкидо?

Не нужно прививать синтоизм и прочие культовые движения в спортивный мир айкидо. Мы живем в России, многонациональной и многоконфессиональной стране и углубление в сложный мир шаманизма нам чужд. Когда я служил в правоохранительных  органах, то на своей памяти, только в нашем городе, я встретил столько шарлатанов и жуликов в области магии, чародейства и прочего бреда, что было просто жутко на все это смотреть, особенно где под действиями наркотиков люди теряют голову и верят во все, что им скажут. Удивительно, но за этим должно следить государство и родители, которые обязаны смотреть за своими детьми, куда они ходят к какому тренеру, откуда у этого тренера разрешение на преподавательскую деятельность, где он сам обучался  и  у кого??? Мошенничество это преступность, обусловленная манией величия тех людей, которые придумывают изощренные способы привлекать людей в свои секты. Верить в чудеса можно по-разному, только не нужно это превращать в фанатизм, где стираются все границы реальности жизни. Естественно Морихей Уесиба был представителем восточного мира, где в основном  поклоняются Буддизму. Это необычная религия, очень сложная для нашего разума и люди, которые  живут в этом мире, они для нас чужды. Но не надо забывать, что бог для всех один, и самое главное, что мир и любовь всегда будут самыми сильными сторонами  человеческого качества, чему и учил великий Сенсей Усиба.

Некоторые поклонники джиу-джитсу выставляют его, как некий вариант «брутального айкидо», хотя, даже судя по хроникам многие школы джиу-джитсу развивали борьбу в партере, использовались броски, столь популярные в дзюдо.

Связано ли это с некоторой модой на айкидо?

Пройдя через соревнования по джиу-джитсу, я убедился, что это очень сильная борьба в партере. И это совершенно отдельное искусство. Чтобы довести до партера, надо перейти туда  из стойки, путем проведения приема, чего я всегда старался избегать, пытаясь довести поединок до конца, оставаясь на ногах. В самбо и в дзюдо одни и те же захваты и приемы. Все уже  давным-давно придумано, только совершенствуется в той или иной области единоборств. Спорт развивается и прогрессирует с невероятной скоростью, меняется  вместе с нами. Человечество изобретет еще много разных видов соревнований  (ММА, К-1, М-1, UFC) и т. д., но суть остается той же, кто окажется совершенней, сильнее, лучше и поэтому говорить, что ты победил или продемонстрировал ту или иную технику за счет того, что шлифовал ее в области айкидо (потому что это модно), я бы не стал. Как армейский  рукопашник, воспитанник  Питерского Динамо и как представитель спецназа, хочу еще раз добавить, что для победы все средства хороши. Помогло ли айкидо мне в спорте или в жизни? Безусловно!  В поединках или в какой-нибудь служебной боевой ситуации, на своей спортивной рукопашной базе,  я становился намного увереннее, более осмысленным  в различных действиях. Моя жизнь кардинально изменилась, с тех пор как я серьезно стал заниматься айкидо. Появление в  моей жизни долгожданного  сына, произошло только благодаря упорному занятию спортом и айкидо, вере в себя, в свои силы и в людей которые тебя окружают,  еще раз говорит  о том, что айкидо это целый мир, искусство,  которое развивает в тебе любовь к людям, которые верят в тебя и гордятся тобой, и ты не имеешь право уже сойти с этого пути и должен идти до конца!

Вы считаете, что айкидо самодостаточное боевое искусство. Но зачем тогда некоторые представители этого единоборства пытаются внести в него новаторства?

Знаменитый  Любомир  Врачаревич, основатель реального айкидо, свое направление  взял естественно из базового айкидо, как и корейское хапкидо, также имеет свои древние корни от айкидзуцу и великолепие таэквондо. Перечислять можно очень много о различных объединениях боевых искусств. Нет предела совершенства в любом ремесле. Поэтому, если какой-то  мастер  решил,  что он может создать какую-то свою федерацию единоборств, то естественно она должна на чем-то основываться, а вот сможет ли он заинтересовать людей в этом,  это уже другой вопрос. Например,  Андрей Кочергин, основатель кои карате-до, тоже базируется на основных законах Будо,  и тем самым развивает очень сильное направление в мире боевых искусств. Все это здорово, но лишь бы шло на пользу людям!

Кому нужно айкидо и кому не стоит им заниматься?

Айкидо нужно тем, кто хочет увидеть в нем красоту жизни, тем, кто хочет понять смысл единоборств до глубины души.

Айкидо не нужно тем, кто его постоянно критикует, сидя на стуле перед компьютером, людям слабым и не интересным, которые ни к чему не стремятся!

Что ж, надеюсь, что я смог ответить на ваши вопросы! Я очень рад,  что вы мне их задали!  Это был хороший кумитэ! Осс!

 

Писатель, публицист. Занимался дзюдо, тэйквон-до, прыгал с парашютом.