Смокинг для кумитэ и фрак для ката

Многие каратэки называют белую тренировочную одежду — «кимоно». Что же на самом деле есть «кимоно» и как называется правильно традиционная тренировочная одежда в Каратэ-До?

Кимоно это традиционная национальная одежда в Японии. А еще скажу, что так называют на западе фасон цельнокроеного рукава (как в традиционной японской одежде). Существуют еще типы покройки рукавов «реглан», «втачной», «комбинированный» и т.д. Но у нас со времен СССР принято называть «кимоно» тренировочный костюм для занятий японскими боевыми искусствами.

Как же все-таки правильно называется эта тренировочная форма одежды? А называют ее по-разному. «Ги», «Кэйкоги», «Каратэги», «Доги» и т.д. Все эти японские слова правильные и каждое из них можно отнести к тренировочной одежде для занятий Каратэ-До.

Переведем эти слова, чтобы разобраться во всем:

  • «Ги» — роба, специальный костюм;
  • «Кэйкоги» — тренировочный костюм, форма одежды;
  • «Каратэги» — тренировочный костюм (форма) для занятий каратэ;
  • «Доги» — тренировочный костюм (форма) в которой постигают Путь.

Сам я предпочитаю называть кимоно – Каратэги или Доги.

Теперь рассмотрим, что это такое. Это форма, как правило из белого (иногда черного или синего) цвета, широкого покроя, из прочной ткани. Чаще всего изготавливают каратэги из хлопка. Каратэги состоит из широких брюк и куртки с запахом и завязками спереди. Нет никаких пуговиц и других твердых деталей. Поверх куртки повязывается плотный и прочный, длинный пояс, который обматывается вокруг талии дважды и повязывается спереди (в некоторых направлениях – сбоку). Цвет пояса указывает на уровень практикующего Каратэ-до. Чем темнее цвет пояса, тем выше уровень. Для сравнения приведу цветовую схему градации в Каратэ-До Шотокан:

  • 9 кю (кю-кю) – белый пояс (широ оби);
  • 8 кю (хачи-кю) – желтый пояс (ки-иро оби);
  • 7 кю (нана-кю) – оранжевый пояс (оренджи оби);
  • 6 кю (рок-кю) – зеленый пояс (мидори оби);
  • 5 кю (го-кю) – синий (фиолетовый) пояс (аио оби);
  • 4 кю (йон-кю) – синий (фиолетовый) пояс (аио оби);
  • 3 кю (сан-кю) – коричневый пояс (чаиро оби);
  • 2 кю (ни-кю) – коричневый пояс (чаиро оби);
  • 1 кю (ичи-кю) – коричневый пояс (чаиро оби);
  • 1 дан (шо-дан) – черный пояс (куро оби).

Далее с 1-го по 10-й дан черные пояса.

В некоторых школах Каратэ-До есть еще красный и золотой пояса.  Бывает и так, что на черных поясах вышивают золотыми нитками поперечные нашивки, количество которых соответствует степени – дан, как например в Каратэ-До Кёкушинкай и Годзю-Рю. В Каратэ-До Шотокан с получением черного пояса степени 1-го дана, он остается и в дальнейшем, после присвоения всех последующих степеней дан.

Почему я решил заговорить именно о «каратэги» и «оби» – поясе? Конечно же можно сказать, — «…а какая разница в чем тренироваться? Главное чтобы было удобно!» или «пояс нужен всего лишь для того, чтоб поддерживать штаны». С этим я немного не соглашусь, но об этом чуть позже.

В современном спортивном Каратэ-До появились такие термины, как «кумитисты» и «катисты». Такое разделение в спортивном каратэ привело к тому, что появились каратэги специально для кумитэ и так же для ката. Каратэги для ката еще используют для показательных выступлений. Как правило, для кумитэ выбирают каратэги из легкой и тонкой ткани, а для ката и показательных выступлений из плотной и жесткой ткани. Такой выбор объясним. Для ката выбирают каратэги из плотной ткани для того, чтобы обеспечить себе недостающую технику. То есть каратэги за каратиста выполнит четкий хлопок, который должен быть, если правильно использовать «кимэ» во время выполнения кихон или в ката, удара или блока. Тем самым хлопок привлечет к себе внимание рефери как к блестяще выполненной технике.

lucavaldesi

Для кумитэ же выбирают легкое и очень широкое каратэги, чтобы было не так жарко в нем, а еще легко и свободно. Но это еще не все. Благодаря слишком широкому и мешковатому каратэги можно поставить под сомнение касание кулака вашего противника в ваш корпус. Потом рефери будут разбираться было ли касание или рука прошла вскользь, просто зацепив куртку каратэги. Жульничество сплошное, да и только. Не правда ли попахивает ерундой?

22492_original

f70485845b88a6769006015087537ef1

В традиционном Каратэ-До каратэка выступает на турнире в кумитэ и в ката в одном и том же каратэги. Как правило, это плотное каратэги каким оно и должно быть. А при хорошей хлёсткой технике с правильным кимэ можно извлечь звук и голым торсом. Недавно демонстрировал это своим ученикам на занятии.

Как показало время , даже в боевых искусствах есть мода. Если с востока на запад потянулась мода на боевые искусства, то с запада на восток повеяло модой на одежду в тех же самых боевых искусствах. Задаетесь вопросом – как это? А вот так!

Во всех направлениях Каратэ-До была одна форма одежды – каратэги. Это стандартное классическое традиционное японское кимоно с рукавами и штанами иногда чуть короче чем положено быть на обычной одежде.
В Каратэ-До Кёкушинкай сэнсей Масутацу Ояма изменил тип рукава, сделав его по локоть, а штаны длинными до ступней. Это было его право. Новое каратэ – новая форма одежды. Каратэ-До Кёкушинкай никогда и не считали традиционным стилем. Но потом эта же форма вошла и в Ашихара Каратэ, а совсем недавно в Кудо. С этим все понятно. Но и в Шотокан появилась мода. Стало очень модно носить куртку от каратэги длиннее, чем она должна быть с длинными рукавами скрывающими кулак. То есть подол куртки стал чуть ли не доставать до коленей. Что ж поделать? Мода…

В Америке очень любят превращать каратэги в нечто похожее на армейскую амуницию. На рукавах куча нашивок, шевронов, на каждой груди по эмблеме, на спине надпись или вышивка на всю спину. Не хватает только надписи на лопатках Special Forces.  Первым, кто разукрасил под последний писк моды свое каратэги, это был знаменитый король рок-н-ролла — Элвис Пресли, ученик Эда Паркера. Американцы и европейцы стали шить каратэги из атласной блестящей ткани и украшать его лампасами, лацканами, бахромой и т.д. К чему это все?

1405614340-asset

karate_kids

elvis-karate-665x8002258035717
Элвис Пресли

В конце 90-х годов еще стало модно носить шелковый трущийся пояс. Если в старину потертость пояса указывала на то, что мастер уже очень много лет в этом поясе практикует Каратэ-До, то нынешние молодые каратэки просто покупают трущийся шелковый пояс и умышленно его подтирают. Спрашиваешь у человека, — и как давно он изучает Каратэ-До? А он отвечает, — «5 лет». После этого задаешься вопросом, — что нужно было делать с поясом эти 5 лет, чтоб он так потрепался и подрался до белого цвета, что нитки и лохмотья висят по всей длине пояса? Даже в тех местах, где он по идее тереться не должен – и там он разодран до безумия. И это тоже мода. Я думаю, мода нужна тем, у кого нет собственного вкуса, а Каратэ-До должно быть Каратэ-До, а не показом мод и нарядов, навеянных временем.

Так все же – зачем люди покупают каратэги за сумму от 100$ до 200$? Имеет ли смысл покупать хорошее фирменное и дорогое каратэги, а так же пояс? Скажу – да, имеет.

Те люди, кто уже на протяжении многих лет изучают Каратэ-До, выезжают на семинары ведущих мировых мастеров со мной согласятся. Даже скажу, что обязательно (если вы серьезно изучаете Каратэ-До и это смысл и часть вашей жизни) нужно иметь хотя бы два каратэги и из них как минимум одно должно быть хорошим, дорогим, фирменным или оригинальным каратэги. И конечно же один именной пояс. Спросите – почему?

Во-первых – если вы углубленно изучаете технику Каратэ-До, много работаете над ней, шлифуя постоянно как кихон, так и ката, то хорошее качественное каратэги вам всегда «подскажет» — правильно ли вы выполняете технику (бывалые каратэки меня поймут). Да и хорошее кимоно хорошо мотивирует к усердным тренировкам.

А во-вторых – как не солидно приходить на торжественное мероприятие в спортивном костюме или шортах, так же и не солидно приезжать на семинар или соревнование, на которое собираются множество мастеров в каратэги непонятного покроя и пошива, сомнительного качества из ткани, которая годится только на простыню. Так что, ваше каратэги и ваш пояс – это еще и статус в мире БУДО.

Осс!

Родился в 1973 году. В Каратэ-До с 1987 года. Инструктор Международной Федерации Шотокан Каратэ-До России - S.K.I.F. Ветеран отряда специального назначения.