Евгений Кульбанский. Традиционное каратэ. Что внутри?

Методика тренировок в Традиционном карате отличается от спортивных. Это всем известно. Вероятно и критерии оценки другие. Какие критерии оценки существуют в Традиционном Карате? Какие требования на ученические пояса?

Да, действительно, не будем обсуждать тему различий спортивного и традиционного каратэ, поскольку специалисты и так в достаточной степени хорошо знают эти различия. Сразу отвечу на вопрос о критериях оценки подготовки учеников, сдающих экзамены на степени в каратэ — Кю. Говоря о традиционном каратэ, я буду иметь в виду то традиционное каратэ, источником которого был Хидетака Нишияма. Поэтому, в вопросе о критериях оценки техники, я думаю, следует исходить из тех критериев, которые были установлены сенсеем Хидетака Нишияма в правилах соревнований по традиционному каратэ в разделе Ката. Итак, критерии следующие: динамика тела, сила, форма, перемещение. Под динамикой тела подразумевается мощь, генерируемая динамикой тела и движением мышц в сочетании с правильным дыханием. Сила определяется мощностью и концентрацией силы в соответствии с целью, на которую направлена техника, а также проявлением силы воли, желания выполнить технику на максимальном для себя уровне. Под формой понимается правильная позиция (стойка), баланс, положение корпуса, положение конечностей при выполнении техники. Ну, и наконец, перемещение. Перемещение — это умение передвигаться из одной точки в другую в соответствии с правилами конкретного стиля каратэ, при этом сохраняя скорость и необходимые ритм, темп, баланс…

Теперь о критериях при аттестации на пояса. У нас в Школе, да и во Всероссийской Федерации Фудокан критерии оценки степени мастерства учеников следующие. Белый пояс — это умение ученика выполнять «базовые» стойки удары и блоки, простейшие команды, обозначающие технику. Если говорить конкретно, то из стоек это шизентай дачи, киба дачи, дзенкутсу дачи… Эти стойки демонстрируются без перемещений.

Техника рук: в стойках на месте чоку цуки и четыре блока: гедан барай, сото уке, учи уке, аге уке. В технике ног — это мае гери кеаге и йоко гери кеаге. На желтый пояс демонстрируется та же техника, но уже в перемещении добавляется кокутсу дачи, шуто уке, маваши гери. Основным критерием для оценки техники оранжевого пояса, по моему мнению, является умение выполнять так называемую технику бедер, переходить из положения шомэн в ханми и обратно, выполняя при этом, заданные технические приёмы. Для зелёного пояса характерен переход к комбинаторной технике, то есть умению выполнять прием при смене позиции и направления движения. Далее синий и коричневый пояса это продолжение пополнения «технического арсенала» повышение навыков в ранее изученной технике. Конечно же каждому Кю соответствует определенная Ката и Кумитэ. Обладатель 1 Кю обязан владеть ката: Хейан 1-5, Хейан Ойкуми, Тейдзи Шодан, Тэкки Шодан, Бассай Дай, Канку Дай, Дзион, Энпи, кумитэ – от Гохон и Санбон до свободного поединка (Дзиу Кумитэ). Отдельно остановлюсь коричневым поясе 1 Кю. Это, если так можно выразиться, максимальная ученическая степень и фактически коричневый пояс 1 Кю должен обладать той теоретической и практической базой, которой достаточно для того, чтобы он мог претендовать на присвоении первой мастерской степени — чёрный пояс 1 Дан. Тот минимальный срок, равный одному году, который отведён для подготовки к сдаче на черный пояс, необходим кандидату для максимального усовершенствования знаний и навыков, которые были приобретены им ранее. Этот период жизни каратэка наиболее важный и ответственный! А затем, уже получение чёрного пояса должно стать отправной точкой для серьёзного и ответственного изучения им практики каратэ. Может быть всю жизнь…

Евгений Кульбанский

Евгений, вы неоднократно помогали сенсею Илье Йорга принимать аттестацию на мастерские степени. Расскажите про требования на 1-дан. На второй. И т.д Есть какой то особый подход к аттестации детей, к взрослым?

Начну с конца вопроса. Сэнсэй Илия Йорга на экзаменах на чёрные пояса не делает ни каких различий ни между детьми и взрослыми, ни между юношами и девушками. Заявился сдавать – сдавай! Сдал – молодец! Нет – тоже молодец, но придешь в другой раз минимум через полгода. В своей вступительной речи перед экзаменом Сэнсэй постоянно рассказывает притчу о Боге момента – Кайрусе. Кайрус весь гладко выбрит и покрыт маслом, поэтому он легко ускользает от попыток его схватить. И лишь пучок волос на голове даёт шанс поймать его. Сумевший поймать Бога момента, как правило, сдает экзамен. Это значит, что кандидат приложил все свои силы и моральные и физические для достижения желаемого результата. И для подготовленных результат не заставляет себя долго ждать! Оговорюсь, что на чёрный пояс 1 Дан в Фудокане можно сдавать в любом возрасте. Ребенок получает, так называемый, «детский черный пояс», который по достижении 18-ти лет необходимо подтверждать, а 2-й Дан возможно получить лишь после достижения 18-ти лет. Такое правило… Но, справедливости ради, скажу, что это правило далеко не всегда соблюдается… Причины этого явления комментировать не стану. С другой стороны, я знаю немало достойных наставников Фудокан в России, которые следуют этим правилам, как сами, так и в отношении своих учеников.

Теперь касательно самих данов.

Критерий первого дана – это сила. Кандидат обязан выполнять все технические действия с максимальной силой от начала и до конца аттестации. Уменьшение силы исполнения приемов по ходу экзамена приводит к отрицательному результату.
Кроме того, обязательным этапом экзамены является Тамэсивари. Кандидат разбивает 3-х сантиметровую доску любой выбранной им техникой. Иногда требуется демонстрация разбивания досок и рукой и ногой.

Через 2 года после аттестации на 1 Дан каратэка Фудокан имеет право заявляться на 2 Дан. Второй Дан – это скорость. Два года прошедшие от 1-го до 2-го Дана должны быть направлены на увеличение скоростных характеристик техники каратэка. Речь идет не только о быстроте самих ударов, но и о движении всего тела в целом, в том числе и при перемещении. Интересным тестом в этом отношении является разбивание свободно подвешенных досок и пробивание тонких листков бумаги. Все это тоже является обязательной частью аттестации на второй дан.

Евгений Кульбанский

Не могу не задать вопрос про аттестацию на высшим степени. 3,4 и далее Дан. Во многих федерациях эти даны дают вследствие организационных работ и популяризации карате. Как обстоит дела в Традиционном Карате с этим вопросом?

Сэнсэй Илия Йорга говорит, что 1-й Дан – это окончание школы, 2-й – обучение в университете, 3-й Дан – выпуск из университета, 4-й Дан – молодой Сэнсэй… 5-й Дан и выше – это многолетний труд в каратэ, соответственно, с достойными результатами для присуждения этих степеней. В том числе, и это, по-моему, есть только в Фудокане, проведение научной работы. На каждый Дан, начиная с 3-го, претендент обязан предоставить экзаменационной комиссии письменную работу по тематике каратэ. Уровень работ четко не определен… Для примера скажу, что поскольку основным критерием 3-го Дана в Фудокан является умение свободно комбинировать любую технику в любых изменяющихся обстоятельствах, мной была разработана своя ката. Я назвал её Сакура, Эмбусен этой ката был ориентирован на 5 сторон и был похож на цветок сакуры. Кроме того, мной была подготовлена и представлена Сэнсэю на рассмотрение письменная работа о жизненно важных точках. И так на протяжении уже 18-ти лет на каждый свой очередной Дан я представляю Сэнсэю письменные работы. Если интересно, со всеми ими можно ознакомится на моем сайте: www.nissinryu.com.

Может быть, такой подход к практике каратэ обусловлен тем, что Сэнсэй врач и ему свойственен научный взгляд на все явления, в том числе и в каратэ. Этот подход он сформировал и у большинства из нас – его учеников. Скажу, что я по первому образованию тоже врач и, более того, судебно-медицинский эксперт. Это обстоятельство, безусловно, очень помогло мне и в теории и в практике каратэ.

Евгений Кульбанский

В эти выходные у вас будет семинар в Санкт-Петербурге. Что будет темой вашего семинара?

В преддверии семинара, скажу, что этот визит в Северную Столицу уже не первый. Я приезжал дважды в составе Национальной Академии Будо и самостоятельно по приглашению моего собеседника в рамках подготовки к Фестивалю Традиционного Карате в Санкт-Петербурге. От этих визитов остались самые положительные и теплые воспоминания. Но, поскольку мероприятия были «рамочные» и времени в обрез, конечно, не всё, что хотелось я смог рассказать. Предстоящее мероприятие, пожалуй, первое, на котором я надеюсь смогу раскрыть те вопросы, которые, по моему мнению, являются основополагающими в практике традиционного каратэ. Не стану подробно все рассказывать, обозначу лишь направления… Это и разминка, и биомеханические основы движений, в частности в кихон и ката, базовые, я бы сказал, «универсальные» принципы Бункай, методики развития быстроты ударов и перемещений… Всё подробно и конкретно непосредственно на самом семинаре. Приглашаю. С удовольствием поделюсь своими знаниями с коллегами из Северной столице.

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. А что вы имеете ввиду под словом Традиционное карате? Если вы имеете ввиду наследство Нишиямы: Правила соревнование, его ученик, его методы тренировок, его, им, сформированные базовые идеи, то почему Фудокан ни считать Традиционным? Йорга ученик Нишиямы. Много лет «представлял» ITKF в Европе. Брат его, по моему, до сих пор является таким представителем. В чем коллизия?

    Если же иметь ввиду под традиционным карате, синоним — оригинальное карате. Тот тогда надо дать понятие что значит оригинальное. Оригинальное окинавское? Оригинальный Шотокан JKA таких то годов? Опять ни к чему не придем 🙂