Традиции каратэ: Окинава vs Япония?

Narihiro Shinjo

Сегодня мне хотелось бы поговорить об отношениях каратэ Окинавы и каратэ Японии. Подчеркиваю, что речь пойдет об окинавском и японском каратэ вообще.

Первое — пока и в ближайшем обозримом будущем Окинава была, есть и будет одной из префектур, входящих в состав Японии. Так что окинавское каратэ как минимум по формально-географическому признаку является японским. Жесткие противопоставления по этому признаку существуют обычно в воспаленных умах наиболее экстремально настроенных «адептов». Для остальных существуют различия и сходства, как меж- так и внутристилевые. Но это на поверхности, а если немного глубже?

Если брать Японию вообще, то о разнице между окинавским и японским каратэ говорят и японцы, и окинавцы. Но далеко не все и далеко не большинство. Не секрет, что до сих пор между окинавцами и японцами как двумя вполне самостоятельными этносами в отношениях присутствует определенная прохладца, которая в среде особо прохладно настроенных перекладывается, в том числе, и на каратэ. Спор этот, точнее даже уже почти анекдот, с длиннющей бородой. Японцы пренебрежительно называют окинавское каратэ «инакаппой» — «деревенским», окинавцы называют японское каратэ «цумэтай» — бездушным, холодным. Но первые почему-то забывают факт, что вот уже много лет Окинава занимает верхушку рейтинга всех префектур Японии по уровню физвоспитания.

Вообще, окинавцы – вполне себе здоровая и спортивная нация. Те, кому довелось побывать на Окинаве, меня поддержат. Достаточно вспомнить, что после учебного или рабочего дня большинство жителей расходится по различным додзё, спортклубам, выезжает на велопробеги, нарезает круги по гаревым дорожкам парков или плавает, готовясь к очередному любительскому марафону или соревнованиям по триатлону. Не говоря уже о выходных днях. Правда, префектура «возглавляет» последнюю строчку по общему уровню образования. Что, увы, порождает заскорузлых ортодоксов из числа вторых, которые под традицией часто понимают копание в золе, а не поддержание огня. Несмотря на то, что дров в огонь в окинавское каратэ японские соседи подкинули немало – и с точки зрения методики, и с точки зрения мировой популяризации.

Сэнсэй Кацуёши Чибана (фото: Travel67)

Часто японское и окинавское каратэ противопоставляют по фактору спеуиализации на кумитэ — первых, и на ката – вторых. Но в действительности соревнования по кумитэ на Окинаве проводятся довольно часто. Достаточно посмотреть на годовой график любой крупной организации. Представлены здесь как местные стили, так и направления с большой земли – Сётокан, Кёкусин, Кудо.

Конечно, масштаб несколько иной, но и остров-то много поменьше центральной Японии. И ничего, все эти направления находят своих последователей и уживаются как-то вместе.

Гибкость вообще характерная черта окинавцев, которые по природе своей не отличаются воинственностью характера. В отличие, кстати, от японцев. Именно благодаря этой черте острову удалось сохранить свою традиционную культуру, грамотно вписавшись как в многовековой китайский протекторат, так и в последующие годы, подконтрольные княжеству Сацума, затем Японии после реставрации Мэйдзи, США после Второй мировой войны, и затем снова Японии после 70-х прошлого века.

Как то раз мне довелось беседовать с известным мастером и историком каратэ Хокама Тэцухиро, который коснулся вопроса окинавской гордости, якобы зажатой в рамки порабощения и оккупации — китайской, японской, американской. Суть его мнения сводилась к банальной истине — чтобы остаться самим собой, нечего с голой задницей на шашку лезть. Как должны были поступить окинавцы? Встать против в тысячи раз превосходящей армии противника и мужественно сложить свои буйны головы, или все же попытаться уйти с линии атаки и использовать силу противника с выгодой для себя?

Исторически Окинава выбрала второй вариант.

Сэнсэй Нобуко Оширо. (фото: Travel67)

И эта стратегия себя полностью оправдала. Только в конце Второй мировой войны она дала сбой, когда милитаристская Япония прикрылась от Америки островом словно щитом, в результате чего треть мирного населения Окинавы была уничтожена. Вместе с огромным количеством документов, в том числе касающихся истории развития каратэ, которые наверняка могли бы пролить свет на многие спорные вопросы.

Так что порабощение в привычном для нас смысле — скорее, душещипательный миф, где каждый самостоятельно раскрашивает размытую картинку в предпочтительные для себя цвета. И Китай и Япония всегда мыслили Окинаву шире банального порабощения — как геополитическую точку, выгодную обеим сторонам — и не забывали о стороне третьей, не прекращавшей свою торгово-экономическую деятельность даже в самые напряженные моменты отношений двух империй. В результате этой деятельности, кстати, китайские цюань-фа и проникли на остров. Но это не значит, что до них на острове не существовало своих самобытных систем рукопашного боя. У Марка Бишопа об этом периоде довольно подробно написано. Однако, проводить параллель «окинавское каратэ — китайское ушу» это, извините за сравнение, попытки отыскать в продукции АвтоВАЗа итальянский темперамент. Слишком уж много воды утекло с тех пор.

Toshimitsu Arakaki
Сэнсэй Тошимицу Аракаки (фото: Travel67)

Еще один миф противопоставления – якобы, невероятное множество обладателей десятых данов на Окинаве в противовес единицам на «большой Земле».

К слову сказать, «дворовых данов» и на «большой земле» хватает, и их куда больше,
чем на маленьком острове. И это вполне понятно – в метрополии проще затеряться,
как например в той же Москве, где каждый прохиндей или сумасшедший хоть парочку последователей, да всегда отыщет. А на Окинаве все на виду, и даже если ты
всю грудь орденами увешаешь, отношения хорошего от серьезных людей к себе не
жди. Бить не будут — так, улыбнутся тихонько и ничего не скажут. И приезжающие к
таким за такими же орденами все как на ладони.

Признаться, порой меня даже радует несколько пренебрежительное отношение к окинавскому каратэ в отечественном будо-сообществе. Это своего рода неплохой фильтр, который оттолкнет людей, привыкших сразу на веру принимать неосторожно брошенные фразы. Информации в наш век более чем достаточно. Те, кому действительно интересно докопаться до сути, найдут способ отделить зерна от плевел. И если в итоге взоры этих искренне ищущих людей обратятся в сторону Окинавы, то остров обязательно даст им знак. Задача же тех, кому посчастливилось там побывать-пробовать- ошибаться-искать- найти, просто говорить людям правду. Она, поверьте, намного интереснее домыслов и небылиц.

3 Дан Окинава Сёрин-рю Каратэ-до Кюдокан, 3 Дан Матаёси Кобудо Симбукай