Скотт Лэнгли. Большое интервью

Scott Langley

Скотт Лэнгли, обладатель 6-го дана, является довольно известным инструктором на западе, чей график семинаров гораздо более плотный чем даже у его японских коллег. Кроме того Скотт один из немногих европейцев закончивших курсы инструкторов в Японии.

Вы достаточно известная личность среди каратистов из России, хотябы потому, что в социальных сетях у вас множество друзей из России. Все знают вас, как всесторонне развитого каратэку, но давайте поговорим о Скотте, который много лет назад только только принял решение начать изучать боевые искусства. Какова была причина, по которой вы первый раз пошли в додзё?

Я начал тренироваться когда мне было пять лет. Мой лучший друг решил начать заниматься джиу-джицу, но был слишком стеснительным, чтобы ходить туда одному. Его родители попросили моих чтобы я составил ему компанию. Он бросил занятия через несколько недель, но я всё ещё помню первый день, как я пошёл туда. Это был додзё работваший полный рабочий день, в конце 70-х было довольно не просто найти такое место в Англии, и я всё ещё помню запах и ощущения этого места. Там я чувствовал себя как дома и регулярно тренировался в течении нескольких лет, пока моя семья не переехала из родного города в Ливерпуль.

После того, как я пожил в нескольких разных городах и испробовав несколько разных боевых искусств, в 1980 году мы переехали в Йорк и в 1985 году я начал изучать каратэ. Моим первым сэнсэем был Говард Милсон, который тогда был обладателем 5-го дана. Он был одним из лучших учеников сэнсэя Садашиге Като, который возглавлял свою международную организацию – Кодокай. Я состоял в этой организации, которая позже стала подразделением группы сэнсэя Асаи в JKA, до тех пор пока не переехал в Японию в 1997 году.

Когда вы поняли, что каратэ – это ваш жизненный путь?

Поскольку я начал свои тренировки в боевых искусствах в таком раннем возрасте, то я даже не помню, что делал какие-то решения, что это то чего я хочу в жизни – это просто было тем, чем я занимался. Во время обучения в школе и на первых курсах в университете я также занимался и другими видами спорта, в основном плаванием и хоккеем. В этих видах я выступал на уровне страны, однако каратэ всегда было со мной и если вдруг случался конфликт расписаний между моими тренировками, то принимать решение даже не приходилось – каратэ всегда было на первом месте. В конце первого курса в университете меня выбрали представлять Британию в качестве национальной команды JKA сэнсэя Като. В тот момент я бросил занятия другими видами спорта и начал заниматься одним лишь каратэ.

Scott Langley

Кто был вашим примером для подражания среди японских инструкторов? И кто оказал наибольшее влияние на ваше каратэ?

Сэнсэй Като оказал огромное влияние на меня. У него конечно были свои особенности характера, однако, его каратэ было просто великолепным. Отличный атлет, с аналитическим складом ума который проводил самые изобретательные уроки и семинары. Что касается меня, то я всегда равняюсь на него в своём преподавании.

Меня также очень сильно вдохновил сэнсэй Масао Кагава без сомнения являющийся одним из самых физически сильно развитых каратистов, с которыми мне только доводилось тренироваться. Два с половиной года я ежедневно тренировался с ним на инструкторских курсах JKS и понял, чего это стоит, овладеть каратэ на таком высоком уровне.

Расскажите пожалуйста об инструкторских курсах в Японии. Как там всё происходило?

Инструкторские курсы – это постоянный, тяжёлый, физический труд, где ты пытаешься держать планку с сэмпаями и сэнсэями, которые в подобном ключе тренируются уже много лет. Параллельно с этим ты пытаешься не сломаться под постоянным физическим и психологическим давлением. Тренировки очень монотонные и без какого либо разнообразия. Там мало чему учат и ты должен оттачивать свою технику не через анализ, но с помощью тяжёлого труда, пот и кровь, до тех пор пока твоя техника не станет эффективной. Мне кажется многие каратисты вне Японии представляют себе инструкторские курсы в слишком романтизированном ключе, однако, в том, чтобы стать хорошим каратистом нет никаких секретов – это просто требует бесконечного количества тяжёлой работы.

Scott Langley

Вы долгое время состояли в JKS, но сейчас вы перешли в Лично я слышал лишь слухи, но кто-то говорит, что произошёл некий конфликт из-за вашей книги “Karate Stupid”. Не могли бы вы прокомментировать, что же произошло на самом деле, чтобы мы перестали гадать?

Вообще-то я уже написал продолжение к книге “Karate Stupid” и опубликовал его в прошлом году. Книга называется “Karate Smart” и в ней я попытался объяснить почему именно я ушёл из JKS в 2014 году. Ну, попытался изложить мою версию происшедшего…

По-моему, в 2013 году отделение JKS в Великобритании стало очень большим. Я возглавлял группу в 120 додзё и более чем 8,000 членов. Мы были крупнее чем японское отделение JKS. Кроме этого я обучал людей по всему миру и без сомнения был самым занятым инструктором в JKS, включая даже инструкторов из хомбу-додзё в Японии. Это породило некоторую обиду среди некоторых личностей в организации. Когда же я написал книгу, это дало шанс урезать влияние, которое у меня было внутри JKS и было и послужило оправданием, чтобы убрать меня с поста главы JKS Великобритании и Ирландии и поставить крест на моём преподавании по всему миру. В тот момент я был перемещён на место где я не мог больше зарабатывать на жизнь преподавая каратэ, поэтому я ушёл из организации. После чего присоединился к WTKO и многие додзё по всему миру последовали за мной.

Однако, через три года моего пребывания в WTKO, в марте 2017 года, меня исключили и оттуда. Ричард Амос обвинил меня в «профессиональном проступке» и выставил из организации. Я был просто вынужден создать мою собственную организацию – HDKI (Hombu Dojo Karate International). Последние шесть месяцев я много работаю, чтобы  поставить новую организацию на ноги. На данный момент у нас в организации уже почти дюжина стран и я снова путешествую по миру дела то, что люблю больше всего.

Ваша книга “Karate Stupid” рассчитана на англо-говорящего читателя, но мы делаем это интервью для русско-говорящего сообщества, и вероятно лишь некоторые из них купят вашу книгу… Расскажите пожалуйста о вашей книге, о чём она, и почему вы выбрали именно такое название?

“Karate Stupid” – это история о том, как я провёл пять лет в Японии. Там подробно расписано, как я переехал в Токио, наивный и абсолютно не разбирающийся в восточных традициях, но с секретным планом попасть на инструкторские курсы. Рассказывается о том, как меня пригласили на вступительные экзамены, чего от меня там ожидали и обо всех перипетиях на моём пути к получению звания инструктора хомбу-додзё JKS. А причина для названия… В Японии есть такая поговорка “Karate Baka”, что буквально означает “Karate Stupid” (идиот каратэ). Это адресуется тем кто является фанатиком каратэ, к тем кто сделает всё что угодно ради каратэ, например, таким как я!

Scott Langley

Вот все говорят, что они тренируются в традиционном каратэ, но всё, что они делают это готовятся к соревнованиям. Как по вашему, спорт оказывает положительное влияние на каратэ или негативное?

Я думаю, что участие в турнирах это хорошо на определённом этапе жизни каратэки. В конце концов, такой период жизни, когда вы интенсивно тренируетесь и соревнования имеют первостепенное значение помогает нам развиться физически и реализовать свой потенциал.

Однако, если сохранять нацеленность на соревнования слишком долго, то это может увести нас от того, что каратэ на самом деле из себя представляет. Спортсмен должен быть эгоистом (он хочет быть лучшим за счёт других) и он должен быть «легко читаемым» (поскольку они выносят свои умения на суд других людей, будь то кумитэ или ката). Поэтому я считаю, что долгая карьера в спорте контр-продуктивна для общего развития каратэки. Однако, преимущества кратковременной карьеры тяжело переоценить, поскольку она сильно помогает развитию в определённый период.

Что вы думаете о том, что каратэ станет олимпийским спортом? Хорошо ли это для традиционного каратэ?

Я искренне полагаю, что Олимпийские игры не окажут практически никакого влияния на традиционное каратэ, как и WKF его не оказывает. Каратэ на олимпиаде будет лишь демонстрационным видом, в котором будут лишь 8 категорий с 10 спортсменами в каждой. Это означает, что это будет очень маленькое мероприятие с очень маленькими национальными сборными. Соревнования наверняка будут слабо освещены в мире каратэ и поэтому никак не повлияют на ситуацию.

В отличие от Таеквондо и Дзюдо, которые попав на олимпиаду теряли в качестве постепенно, то WKF уже сделало не малые изменения в правилах соревнований, лишь для того чтобы попасть на олимпиаду, и «урон» уже был нанесён. Кроме того, в отличие от уже названных двух олимпийских видов спорта, каратэ очень разрознено. В каратэ всегда будут разногласия и разобщённость, поэтому сделаные во имя олимпиады изменения не окажут практически никакого влияния на додзё никак не связанные с WKF.

Тем не менее, я верю в то, что WKF (и олимпийские игры) также оказывают т позитивное влияние на каратэ. Высокий уровень физической подготовки, которым обладают профессиональные атлеты WKF, без сомнения помогает развивать физические аспекты в каратэ. Использование плиометрических упражнений, например,  вдохновило меня и многих других изучать способы того, как мы можем выжать максимум из наших тренировок и я думаю, что если подходить с «открытым умом» к тому, что делает WKF, может очень сильно помочь в развитии физических аспектов каратэ.

Scott Langley

Что из себя представляет современное каратэ? Является ли оно эффективной системой самообороны или сейчас это больше способ самосозерцания?

Я думаю, чо современное каратэ является гораздо более превосходящей и более развитой версией того каратэ, что делал Фунакоши.  Все оглядываются назад с ностальгией. Люди смотрят на старые машины и полагают, что Ролс-Ройс “Silver Shadow” 1920 года выпуска является вершиной развития машиностроения, хотя в реальности современные машины по скорости, и по эффективности потребления топлива, безопасности и комфорту уделают любой винтажный шедевр. С каратэ тоже самое, то чему сейчас обучают в додзё по всему миру являет собой всё лучшее, что есть в боевых искусствах.

Как вы думаете, обязательно ли для каратэки заниматься дзэном и медитациями?

Нет, я не думаю, что это необходимо. Я полагаю, что спектр того, что из себя представляет каратэ очень широк и разнообразен. Некоторых людей, то каратэ, которым они занимаются может привести к дзэну и медитациям, другие же могут найти в каратэ совсем другой смысл. Лично я, прогрессируя и становясь старше, обнаружил, что мои тренировки становятся более мудрыми, обдуманными и менее изнурительными. Однако, я думаю это всё индивидуально. В конце концов кто мы такие, чтобы говорить кому-то, как они должны тренироваться. Каратэ открыто для всех, поэтому тут всегда будет бесконечное количество интерпретаций того, как должен выглядеть тренировочный процесс.

Scott Langley

Мы все знаем, что японский стиль жизни и философия очень отличаются от нашего западного видения. Как вы думаете, способы которыми они учат нас каратэ, подходят для западных людей? Есть ли что-то, что вы хотели бы поменять?

То как в Японии представляют и изучают каратэ сильно отличается от наших западных методов изучения чего либо. Японцы способны гораздо лучше следовать и копировать своих учителей нежели это делают люди на западе. Их система обучения, будь то бесконечные повторения написания иероглифов или то, как они изучают английский язык на манер попугаев, повторяя за преподавателем, основана на копировании. Они изучают каратэ сначала на физическом уровне и это приводит к концептуальному пониманию искусства.

На западе мы идём противоположным путём. Сначала мы желаем узнать все нюансы. Мы хотим получить понимание того, что мы должны делать и лишь затем переодим это в физическую форму. Поэтому обучение европейцев на японский манер иногда может раздражать учеников, однако, если они пройдут через этот период, выдержат, то это может им очень помочь в будущем.

Другое отличие в том, что для японцев язык, который используется в терминологии каратэ, является родным. Для европейца Гияку Цки переводится, как «обратный удар». Он становится именем существительным, вещью, формой для подражания. Это приводит к зажатости и не позволяет раскыть весь потенциал техники.

Для японца же, естественным образом понятно, что Гияку Цки означает наносить удар из обратной позиции. Для них это не существительное, а глагол. Это динамичное, постоянно изменяющееся движение, для которого зажатость крайне контр-продуктивна.

Другой пример – кимэ. На западе это означает фокус, сила, замыкание тела и техники. В Японии же это глагол означающий «быть решительным». Это решающая стадия техники, и эта решающая стадия происходит во время контакта с оппонентом или когда конечность достигает максимальной амплитуды в своём движении. В движении нет напряжения, запирания суставов, жёсткости – просто движение.

Не смотря на то, что в начале у японцев есть преимущество в менталитете, когда они начинают изучать каратэ, для европейца не займет много времени, чтобы составить представление об этих идеях и настроиться на восточный лад.

Существует множество средств индивидуальной защиты: оружие, газовые баллончики и т.д. Так почему люди продолжают изучать боевые искусства? Это же долгий и тяжёлый путь…

Я думаю потому что каратэ делает нашу жизнь легче. Я не тренируюсь для того, чтобы лишь защищаться от агрессии, это всего лишь побочный эффект. Я тренируюсь потому что это делает меня физически и умственно более сильным. В современном мире, наиболее счастливые живут комфортной жизнью, в безопасности. Каратэ – это вызов самому себе, позволяющий нам становится увереннее, укреплять характер и внутреннюю силу. Также каратэ позволяет найти баланс внутри себя, позволяя агрессивным людям контролировать себя, а робким людям становится решительными. По этим причинам, я считаю, что каратэ может играть очень важную роль в жизни любого человека.

Спасибо большое за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Осс!

Главный редактор блога «Каратэ длиною в жизнь».
Опыт занятий боевыми искусствами с 1988 года.