Кэмпо — традиции воинских искусств

Каратэ длиною в жизнь

Кто же не помнит выпускавшийся в девяностых, журнал «Кэмпо». Тогда это было первым и единственным изданием, посвящённым боевым искусствам, на территории бывшего СССР. И вот на днях я вспомнил, что в далёком 95-м году, в выпуске журнала №27, была опубликована статья и вашего покорного слуги! Не долго думая, сдув слой пыли с проржавевшего сундука, достал оттуда заветный номер и перепечатал для вашего ознакомления. Напомню, дело было в 95-м году, то-есть 22 года назад!

Ниже сама статья:


Сейчас в любом более-менее крупном городе есть клубы, где преподают каратэ (десяток стилей,а то и больше), ушу (где стилей ещё больше), айкидо, таэквондо и т.д. Прилавки магазинов заполнены учебными и художественными видеофильмами, книгами, брошюрами. Одним словом, недостатка в выборе школ и информации нет, вопрос в качестве того и другого.

Создаётся множество федераций: по каждому виду боевых искусств, отдельные стилевые, а ещё городские, областные, республиканские… В этих многочисленных клубах и федерациях кипит жизнь: аттестации, семинары, фестивали, соревнования. Бурлят страсти, кто-то кого-то обманул на определённую сумму, кто-то смотался «за бугор», оставив других «с носом», кто-то сам себе присвоил почётное звание, кто-то переманил способного ученика. При этом каждый тренер утверждает, что он занимается совершенствованием своей личности и совершенствует других.

О желании многих оставить заметный след в истории надо говорить отдельно: Унибос, Чой и Чой, Русское кэмпо, Золотой цветок, Радужный поток и т.д. Все эти стили созданы сегодня, в последние годы, фактически одновременно друг с другом. Лично мне это не понятно. В старину для того, чтобы что-то создать, человек сначала лет двадцать или больше отдавался ежедневным изнурительным тренировкам, и только после этого приобретал право на что-то претендовать. Неужели в наши дни появилось столько мастеров уровня Оямы, Фунакоси или Уэсибы?

Стало модно заявлять, что в том или ином новом стиле собраны самые лучшие приёмы из других стилей или даже из других видов боевых искусств. Но давайте задумаемся, почему какой-то приём является лучшим. Мастер, который его демонстрирует, много лет отрабатывал координацию движений, их скорость и силу, укреплял свой дух и только тогда, когда он соединил все эти качества в одно целое, приём начал что-то из себя представлять. А разные деятели пытаются взять только внешнюю форму, конечный результат многолетней тренировки, случайно увидев где-нибудь и воскликнув: «О! Вот это эффективно! Надо мне включить в свою систему». Создатели новых стилей, желающие поиграть в «великого мастера», забывают слова Конфуция, сказанные две с половиной тысячи лет назад: «Передавать, а не создавать, верить древности и любить её».

Впрочем, свежеиспечённых «отцов-основателей», не так много. Гораздо больше, во много-много раз тех, которые после двух-трёх лет занятий повязывают себе чёрные пояса и открывают свои школы, где число учеников редко когда дотягивает до двадцати-тридцати. Они объявляют себя истинными носителями традиции (неизвестно какой, но для них это не важно и демонстрируют ката, глядя на которые невозможно понять, к какому стилю и даже к какому виду боевых искусств они имеют отношение. Они используют интерес и невежество молодёжи, но всё-таки информации сейчас довольно много, а потому псевдомастера быстро теряют своих немногочисленных учеников и школы у них закрываются. Зато появляются другие, ничем не лучше, и этот хоровод продолжается без конца.

Журнал Кэмпо
Обложка журнала Кэмпо №27 за 1995 год. Кликните для увеличения.

Если посмотреть с другой стороны, тоже получается грустная картина. Слишком многие ученики бегают из одной школы в другую, изучают все попадающиеся им стили и виды, но когда приходит время подводить хоть какие-то итоги, оказывается, что ни в чём они не добились заметных результатов. Такие «поклонники» забывают или не знают, что в прошлые века, когда от твоего умения зависела собственная жизнь и жизнь семьи, тренировки проводились не два-три раза в неделю по два часа (из них полчаса на разминку), а каждый день с самого детства и всю жизнь. В те времена постановка базовой техники занимала годы, зато овладевший ею человек в самом деле любым из разученных ударов мог убить противника.

Очень многие ударились в спорт. Неужели очки, призовые места, медали стоят того, чтобы тратить на них столько драгоценного времени? Истинные ревнители традиции помнят слова древних учителей: «Результат никогда не должен превращаться в самоцель, он лишь цветок на обочине дороги. Цветы не должны отвлекать мастера от избранного пути». И кроме того, в спортивных поединках нельзя получить столь желанные очки за поражение опасных мест на теле, за травмирование противника. Потому получается не бой, а игра. При чем здесь тогда «каратэ-до»? Ну причём здесь Путь пустой руки, вот чего не могу я понять. Ведь это был путь превращения обычного человека в воина. Неужели размахивание руками и ногами в накладках под свистки судей, с непрерывными оглядываниями на них, под вопли зрителей, это и есть боевое искусство?

Журнал Кэмпо
Страница 39, журнала «Кэмпо» №27 за 1995 год. Кликните для увеличения.

Разве не Гитин Фунакоси сказал в своих «Заветах»: Лишь самонадеянные глупцы объявляют во всеуслышание, что они начали заниматься каким-либо боевым искусством». Однако я сомневаюсь, что 95 процентов тех, кто практикует, как им кажется, восточные стили, при этом задумываются о нравственной стороне дела, о своей душе. А ведь традиционное каратэ — это не набор приёмов как таковых, это скорее определённое психологическое состояние. В этом состоянии тело есть продолжение духа, его послушное орудие. Мастера прошлого всегда подчёркивали, что побеждает тот, чей дух сильнее, потому что техника производна от состояния души. Но разве могут понять их те, которые из кожи вон лезут в поисках книг, фильмов и преподавателей по «самым эффективным» системам боя?

Нет ни одного вида единоборств, на порядок превосходящего любой другой вид или стиль. Всё дело в мастерстве учителя, в усердии и способностях ученика. И пока одни «огибают континенты» в поисках самого-самого, другие спокойно, не торопясь, овладевают техникой традиционного каратэ, вдумываются в слова старых мастеров, пронёсших своё искусство через множество смертельных схваток. Никогда на Востоке не практиковали ускоренного обучения, потому что оно не позволяло ученику «вжиться» в стиль, сделать его своим.

Политика, бизнес, погоня за популярностью уничтожают боевые искусства как Путь совершенствования личности, расцвета человеческого духа. Но именно здесь суть истины: «Сначала человек, потом мастерство!»

Главный редактор блога «Каратэ длиною в жизнь».
Опыт занятий боевыми искусствами с 1988 года.