Боевые Искусства и скрытая вражда между ними.

В эпоху видеосалонов и фильмов о боевых искусствах мы часто сталкивались в этих же фильмах с тем, что представители одной школы или стиля вели вражду или даже осмелюсь сказать войну с другими школами или стилями.

К примеру, китайцы любят демонстрировать с своих фильмах, как ловко мастера у-шу расправляются с японскими оккупантами, самураями, представителями школ джиу-джицу или каратэ. Так же в японских фильмах можно наблюдать, как представители одной школы, пытаясь доказать свое превосходство, враждуют с другой школой. Мы смотрим эти фильмы сейчас и некоторым, это кажется абсурдным. Но обернемся назад и заглянем в наше с вами прошлое. Не так давно, тоже самое происходило и в нашей стране.

Брюс Ли

В начале сняли запрет на каратэ. Потом началась волна популярности боевых искусств. Все вокруг ходили в секции каратэ, у-шу (или как его еще называли на западе – кунг-фу или гун-фу). Это все происходило не без помощи все тех же фильмов о боевых искусствах. Даже у нас в стране придумали название для жанра подобных фильмов. Их называли – «боевик-каратэ». Идешь так по улице и видишь афишу видеосалона, на которой написано – «Костоломы» (боевик-каратэ), начало в 20.00. И всем плевать, что там вообще даже не пахнет каратэ и тем более боевиками-террористами.

Чуть позже распался СССР и начались лихие 90-е. Повсюду открылись федерации, ассоциации, клубы, секции и даже академии боевых искусств. Было не мало хороших школ, во главе которых стояли мастера советских школ боевых искусств, такие как: Сато, Штурмин, Касьянов, Подщеколдин, Гусев, Томилов, Ковалев, Таулуев, Танюшкин, Фомин, Линдер, Галицын, Гульев, Хан, Пак, Крысин, Музруков и многие другие.

0005

Но на фоне всего этого появилось множество секций, в которых преподавали доморощенные сэнсеи. Они поймав волну популярности, быстро переквалифицировались с бокса, самбо, дзюдо, рукопашного боя в Восточные Единоборства. Таким образом, открывались секции кикбоксинга, каратэ, кунг-фу и еще Бог знает чего. Так, к примеру, придешь в секцию каратэ, а там псевдо сэнсей рассказывает про поклон, про прямой удар рукой, про круговой удар ногой в голову или бросок задней подножкой. Нет никаких «Рэй», «Гяку Цки», «Маваши Гери» и «О-Сото-Гари». Японская терминология, физика, динамика и грамматика напрочь отсутствует. А все они сэнсеи с данами и черными поясами. Таких «мастеров» было не мало.

Так вот… Они все тренировались и потом, как целая группировка, шли громить не только рынки, бомбить коммерсантов с их кооперативами, вымогать деньги, но и в другие школы боевых искусств. Они приходили и говорили – хотите работать, преподавать, – платите нам деньги, и мы вам позволим заниматься дальше. Бились школа на школу за место под солнцем. В те времена и возникли у нас в стране эти убеждения, о которых я и, собственно, веду речь. Это как фраза из дешевых китайских фильмов о боевых искусствах, — «мое кунг-фу, лучше твоего». Так и понеслось. Молодежь подхватив это постоянно спорила и перетирала кости этой теме. Что же лучше? Были такие разговоры: «Какое каратэ подлинное, а какое бутафория?»; «Что лучше – кунг-фу или каратэ?»; «Что такое у-шу – гимнастика или боевое искусство?»; «А у вас не боевое искусство, а гимнастика. Уберите с объявления слово «боевое»!» и т. д.  И таких разговоров было очень и очень много. Мой коллега Сергей Власов, будто бы прочел мои мысли и как раз об этом завел речь в своих репортажах. Действительно, в свое время это была большая проблема. Мне было уже 20 лет, когда я понял все это и уже было смешно слышать споры с таким содержанием. Я просто не обращал внимания на все эти разговоры и мнения.

480404901d4fae8ce92f1ce5a3893501

С тех пор прошло более 20 лет, но среди молодежи и даже среди взрослых, эти разговоры продолжаются, по сей день. Иногда в более завуалированной форме, но все же они существуют.

Я очень часто слышу, что Шотокан Каратэ-До – это не боевое искусство, а спорт, что каратэ не эффективно в реальном бою, что сам Шотокан бесконтактный и т.д. Еще говорят, что Кёкушинкай – это самый жесткий, самый мощный, самый полно-контактный и самый подлинный вид каратэ. Джиу-Джицу и Айки-До – это ерунда, а вот бразильское Джиу-Джицу и смешанные единоборства – это лучшее боевое искусство. У-Шу вообще никто не считает за боевое искусство. А еще я часто слышу, что есть древнерусские или древнеславянские системы боя голыми руками и они лучше всех боевых искусств. А система Кадочникова просто воспитывала всех самураев средневековой Японии. Сам Морихэй Уешиба обучался в России, прежде чем создал Айки-До. Вам интересно это? Вы верите в это? Мне и смешно и обидно такое слышать. Все эти разговоры. Слыша эти разговоры, мозг думающего человека берет и блокируется – и вот он уже не слышит этого собеседника. Если я к вам подойду и скажу, что моя школа самая лучшая, самая секретная и самая смертельная.… Хотите научиться? Нет? Вот и я не хочу ничего слышать такого!!! Приведу отличный пример.

Вы заходите в магазин сотовых телефонов. Вы знаете, что вам нужно и для чего. Тут вдруг, как черт из табакерки выскакивает, откуда не возьмись тинэйджер, с бейджиком продавца-консультанта или торгового менеджера на груди, в фирменной майке с логотипом компании и как дрессированная мартышка начинает вам «чесать» заученный наизусть текст, типа – «Добрый день. Добро пожаловать в наш чудо-салон. Я представитель компании. Меня зовут Вальдемар. Чем я могу вам помочь?». Вы не успеваете осмотреться или открыть рот, чтобы ответить ему что-то, он тут же начинает вам «втирать» о новинках, акциях и скидках. Однажды в торговом центре, когда я смотрел DVD, такой подскочил ко мне и начал как канарейка «трещать» в ухо, не давая походить и посмотреть товар. Когда он спросил – «что вам предложить?», я ответил – «а у вас есть фильмы Акиры Курасава?». Он сделал тупое лицо и сказав – одну минуту, побежал узнавать у другого , кто такой Курасава. Пока он бегал, я обошел два стеллажа с дисками. Он вернулся и сообщил. Что такого у них не бывает. Предложил еще помочь мне. Я улыбнулся и говорю, а есть фильмы Тинто Брасса? Парень опять убежал и потерялся. Я спокойно выбрал себе фильм «Грозовой Перевал» и пошел к кассе.

Понятно привел пример? В таком случае, мне хочется просто быстро покинуть этот магазин и их странных глупых обитателей. Ну что еще можно взять с дурака, кроме анализов? И то с гвоздями. Точно так же и во время этих бесед о боевых и «не очень» боевых искусствах, хочется просто развернуться и уйти, чтоб не слушать эту ерунду.

Ни один настоящий мастер боевых искусств, если и будет хвалить и рекламировать свою систему, то не станет оскорблять или унижать другое боевое искусство. А те «сэнсеи», которые вам «поют песенку» об их совершенных системах… Задумайтесь, — «у кого вы обучаетесь и чему вы научитесь». Это как национализм, шовинизм и расизм в народе. Если европеец будет говорить, что он лучше любого араба, а немец будет говорить, что он выше любого славянина или белый скажет, что темнокожие, это люди третьего сорта и белые это самая высшая раса, как вы думаете на что это похоже? Понимаете, о чем я хочу сказать? Это «попахивает» больным и воспаленным мозгом. По крайней мере, я так считаю.

Расскажу вам еще одну историю из моей жизни, которая произошла в прошлом году.

Как то я обратился в одну компанию, которая изготавливает на заказ кимоно и пояса. Можно так же у них было заказать именные кимоно и пояса, вышить на груди «Чинден» (вышитые иероглифы или каллиграфию). Дело в том, что хозяин этой конторы является президентом региональной федерации каратэ-до Кёкушинкай, а сбытом занимаются его надежные ученики. Название организации называть не буду. Скажу как есть. Люди свою работу делают и делают довольно таки не плохо. Качество меня устраивало. Я выслал им название организации на японском языке и свою фамилию. Рассказал что, как и где должно располагаться в точности, и они изготовили для меня пояс. Работой был удовлетворен. Потом я предложил им сотрудничать. Я представился, как положено и сказал, что намерен заказывать у них партиями, как именные пояса, так и кимоно для моей школы. Рассчитывал на сотрудничество. Хотел заказать сразу партию кимоно. Осталось только обсудить плотность ткани, детали для вышивки, количество и размеры. Тут возник острый вопрос в покрое. Дело в том, что у них все кимоно, которые они шили для Кёкушинкай, Шин-кёкушинкай, Кёкушинкай-кан, Ашихара Каратэ и Кудо — не стандартного покроя. Брюки до пола, а рукава по локоть (а то и короче). Если я мог бы укоротить сам брюки, то зачем мне куртка, похожая на длинную футболку с запахом как на халате (да простят меня братья с Кёкушинкай)? Я нормально, вежливо и корректно объяснил, что у нас обычный классический покрой «доги», для традиционного каратэ-до. Попросил сделать рукава чуть длиннее. Хотя бы по середину предплечья. На что мне тут же ответили в резкой, высокомерной и даже язвительной форме – «Мы не шьем кимоно для бесконтактных видов каратэ. У нас кимоно только для жестких и контактных стилей». А нужно было то всего на всего изготовить кимоно с рукавом подлиннее, пойти навстречу заказчика и заработать для себя не плохие деньги, разом за оптовый заказ.

timeline_1409615261_1385625090_00021

Конечно же! У них жесткое контактное каратэ, а мы крестиком тут вышиваем. Обидно, что в России во многих представительствах Кёкушинкай идет прям явная пропаганда от самих же наставников, что они это элита, самые жесткие и самые настоящие, а остальные так… Вышли ката походить на татами. Такую пропаганду я встречал только в секциях каратэ Кёкушинкай и рукопашного боя, стиля Кадочникова. Так, а почему я своим ученикам толкую о том, что нужно уважать все школы и виды единоборств, рассказываю им о Масутацу Ояма и даже под запись даю биографию Масутацу Ояма, на ряду с биографиями мастеров Гичин Фунакоши, Масатоши Накаяма, Хидетака Нишияма, Тайджи Казэ, Хирокадзу Канадзава, Тёдзюн Мияги, Кенва Мабуни, Хиронори Оцука, Ямагучи Гоген и т.д.??? Нельзя же так воспитывать молодое поколение! Представители Кёкушинкай должны хотя бы помнить, что их школа появилась в слиянии Шотокан и Годзю-рю и Тэнгсу-до. Каждый, кто носит «доги», кто входя в «додзё» выполняет поклон со словами «Осс», должен знать и не забывать, что мы все друг другу братья. Да, кому то родные, кому-то двоюродные, кому-то троюродные, кому-то молочные или сводные, НО БРАТЬЯ! К примеру, я никогда не встречал мастера традиционного Шотокан Каратэ-До, который бы относился неуважительно к Кёкушинкай Каратэ или Масутацу Ояме. Почему это присутствует по сей день в нашем обществе? Мы, потомки тех, кто пережил: крестовые походы, джихад, нашествия орды, геноцид, холокост, мировые войны, фашизм, нацизм, шовинизм и прочий онанизм и жизнь многих ничему не научила. Неужели жизнь вас ничему не учит, друзья-товарищи?

mudroslov-122-nemyslimye-citaty-o-vrazhde
Помните, что человек критикующий и поносящий другую школу или стиль боевого искусства – это человек не способный постигнуть даже учения своего единоборства. Что уж тут говорить о других школах…. Будьте мудрее! Мы все изучаем Боевые Искусства и стоим на одном Пути. На Пути самосовершенствования, через познание себя, через познание сути боевого искусства. Просто у кого-то это называется «До», а у кого-то «Тао». У одних одни традиции, а у других другие. Это как национальность и ее культура. Храните свои традиции, уважая другие. Не теряйте рассудка ни при каких обстоятельствах. Воин тот, кто умеет контролировать себя, свои инстинкты, свои эмоции, действия и тем более язык.

Мира Вам всем, новых открытий и побед не только на татами, но и над своими слабостями и недостатками! Пусть все беды и ненастья обойдут Ваш дом стороной!

Осс!

Родился в 1973 году.
В Каратэ-До с 1987 года. Инструктор Международной Федерации Шотокан Каратэ-До России — S.K.I.F.
Ветеран отряда специального назначения.

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Я бы ещё разделял такие вещи как пиар (пропаганда или привлечение внимания в рекламных целях) и просто убеждения адептов какой-то школы (мой стиль лучше, потому что мне так сказал мой учитель).
    Ну а в 90-е годы это, конечно, была борьба не на жизнь, а на смерть. Сейчас подобная борьба приняла более «цивилизованный» характер — обывателю просто рассказывают всякие байки, на которые тот охотно ведётся.

    • Знаете Евгений, недавно ко мне пришел один тип на тренировку, по объявлению. В объявлении написано, что с 8 ми до 20ти лет. Ему 24 года. Занимался тайским боксом. Хочет обучаться у меня. Обычно я не берусь переучивать в каратэ боксеров, тайцев, кикбоксеров. За всю историю моего преподавания был один случай, когда мне удалось из боксера сделать каратиста и довести его до 2 кю, но это все же феномен переучивать. Так вот. Я поговорил с этим парнем и сказал — иди лучше либо в Кёкушинкай или еще лучше в смешанные единоборства. Тип неадекватный, головой не думает, не воспитанный и т.д. Я выбираю людей, кто хочет учиться, а этому скучно и ему нужно место чтоб выплеснуть адреналин. Вот я его и перенаправил. Там школы не новые. Будут для него и хорошие партнеры и рога быстро по отшибают. А у меня в данный момент нулевые все. Сомневаюсь что он захочет учиться стоять и перемещаться в стоечках, учить динамику и механику ударов и блоков. Пусть лучше у меня будут 8 учеников, порядочные и воспитанные. Те кто имеет понимание чести, совести и т.д., чем я буду обучать такого. Это все равно, что вложить нож в руки ненормальному. Но скорее, он до ножа не дорастет и бросит через месяц и будут ходить и рассказывать. что Шотокан херня и что там не учат драться. По этому — лучше пусть идет своей дорогой. С Вами полностью согласен по поводу вашего комментария.

  2. «Все члены Кёкусинкай должны избегать распространения слухов и пренебрежительного отзыва об учениках, школах и стилей других видов боевых искусств.» один из пунктов правил поведения в додзе. Изучают их в первые дни занятий. Очень жаль, что для многих это просто слова