Ката. А где же истина?

Когда я начал заниматься карате, это были тучные двухтысячные годы. Только в моей группе было почти тридцать человек. Наша федерация арендовала самый большой спортивный зал в центре города. И в этом зале тренировалось сразу две группы. Группа начинающих и, как сейчас называют, группа продолжающих.

Федерация, даже по нынешним меркам, была большая. А еще у нас были так называемые открытые занятия. На эти занятия приходили все желающие, со всех клубов федерации. И занятия вели разные мастера. Сегодня вел руководитель федерации. В следующий раз мастер из одного клуба, потом другой, с другого клуба. И вот что интересно. Содержания ката, бункай, каждый мастер показывал разное. Нет, в большинстве случаев конечно похоже, но все же, отличное! Где истина?

Вернемся в прошлое. Что мы знаем наверняка? Ученические ката серии Хеян (Пинан) были созданы мастером Итосу Анко. Это учитель Г.Фунакоши. Ката эти есть переработанные и упрощенные мастерские Ката. Элементов меньше. Сами элементы, на мой взгляд, более очевидные. Одним словом — компиляция. И если форма нам известна достоверно: есть не только старые видеозаписи JKA, где в главных ролях “отцы” карате, Накаяма, Нишияма и т.д, но и книги, что публиковал сам Фунакоши. То вот содержание, расшифровка приемов: их просто нет. Более того, та скудная информация, что все таки есть, очевидно, намеренно искажена. Зачем?

Карате, да и вообще, любое другое боевое искусство, это не просто сильнейшее конкурентное преимущество, но и просто средства для существования. Показывая результат, мастера, конечно, намеренно или нет, скрывают методы получения этого результата. Детали. Приходите тренироваться, будут детали. Такая практика существует и сегодня.

А есть ли истина? Я думаю ее просто нет. Я считаю что все это истина. И нет ни какой серебряной пули в принципе. Это просто все противоречит природе человека. Искать ее просто глупо. Я постараюсь пояснить свои мысли. Что такое Ката? Это обобщенные двигательные навыки. Руки поднял, опустил, повернулся, шагнул. Руки поднял, опустил, повернулся, шагнул и т.д. Делая раз за разом эти движения тело делает их все быстрее и быстрее. Сильнее и сильнее. Появляется устойчивый навык. Далее, мы начинаем этот навык привязывать к конкретной ситуации. Так называемый ситуационный тренинг. Вас хватают за руку, вы делаете такой то прием. Вас хватают за шиворот — другой прием. Действие — противодействие. Программа, как в компьютере

А если человек высокий? А если он стоит чуть левее, правее и вы уже не можете в точности выполнить прием как заучили? Это слова скептиков — не работают приемы из Ката! Отвечу так: человек не компьютер. Сложность устройства человеческого мозга в сотни, а то и в тысячи раз сложней любого компьютера. Человеческий мозг и тело, как его продолжения, умеет импровизировать. Так вот, если вы прием усвоили, если прием стал частью вашего тела, укоренился, то ни какой разницы нет, дальше или ближе стоит человек, выше или ниже. Под каким углом он нападает. Ваше тело будет действовать. Одни рефлексы. Вы сами удивитесь на что вы способны. Истина? Нет ее. У одного мастера укоренилось одно, у другого — другое. Они делятся с вами своим навыком. Будьте уверены, у вас получится третье. Ведь все люди разные. Занимайтесь, и все это станет вашим!

Ката Хейан Нидан. Левой рукой сопровождайте удар противника в глубь своей обороны. Правой, одновременно, наносите удар в подбородок.
Ката Хейан Нидан. Левой рукой сопровождайте удар противника в глубь своей обороны. Правой, одновременно, наносите удар в бицепц. Используйте так этот прием в случае, если руки противника длинные и достать до его тела невозможно.
Ката Хейан Нидан. Левой рукой сопровождайте удар противника в глубь своей обороны. Правой, одновременно, наносите удар в ключицу. Перелом ключицы гарантированно остановит атаку противника.
Ката Хейан Нидан. Левой рукой сопровождайте удар противника в глубь своей обороны. Правой, одновременно, наносите в шею

На фотографиях: Иванова Ольга и Влад Макаров.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Золотые слова! Рефлексы — раз, индивидуальные отличия — два, постоянная тренировка — три.
    Только опять свои замечания всуну. Для отработки навыков до уровня рефлексов, как раз и необходим спарринг. Парная работа (индивидуальная отработка) — спарринг — снова индивидуальная отработка. И так можно до бесконечности, пока техника не отшлифуется до указанного в статье уровня.
    Расшифровка намеренно искажена? Может и не намеренно, а по принципу «испорченного телефона» — кто как понял, так и объясняет. А вот с этим — занимайтесь и будет вам знание согласен целиком и полностью. Не почувствовав всё на собственной шкуре, речи наставника будут восприниматься как пустой звук.
    Наверное, главная суть традиционных школ в том и состоит, чтобы накапливать и дальше передавать опыт Мастеров нескольких поколений. При условии, конечно, что они настоящие Мастера.

    • Про спарринг соглашусь.
      Скольких подвел отказ от дзю-кумитэ. Вспомнить даже встречу дзюдоистов и джиуджитсеров в начале 20 столетия в Японии. Кано ввел в дзюдо практику рандори и дзюдоисты выиграли проото потому что знали, какого это долго бороться.