Герои советских боевиков

6
2
Герои советских боевиков

Кино важнейшее из искусств. А вообще, написать о кино натолкнул меня журнал «Мир дзюдо», для которого я в рамках рубрики «Год кино» готовил статьи. Кстати, хороший журнал и это не только из-за моих статей)))

Будем говорить о кино, посвященном боевым искусствам. Но говорить будем не о нашумевших, в свое время «Фанате», «По прозвищу зверь», «30-го уничтожить», поговорим о других фильмах, кстати, в чем-то даже более успешных, чем в первые («Фанат» исключение), в плане драматизма и сюжета.

Кстати, рекомендую мою беседу с одним из актеров и создателем фильма «Фанат» Борисом Кантемировым.

И так, начнем.

«Штемп», «Похороны на втором этаже».

Конечно, перестроечное кино напоминает пародии на западные киноленты, конечно, в реальности не так все героически выглядит, но, в целом, учитывая жуткие извращения ума, которые у нас называются отечественным кино, эти фильм даже очень и очень ничего.

Фильм про ментов. Таких ментов, как они есть, не «мачистых» суперменов из сериалов, что идут по «НТВ», а нормальных ментов. Ну и драки, а-ля каратэ, только каратэ не такое смешное, как мы привыкли его видеть в кино, с грациозным маханием ногами, а каратэ более уличное, с элементами бокса, самбо. Тогда умели снимать сцены драк, казалось, что они и бьют друг друга по-настоящему, смачно, с чувством, с расстановкой.

Вообще, фильмы хорошие, особенно первый – «Штемп». Как говориться в нем все то, о чем мы так долго мечтали: проституция, мордобой, бандюги, менты, похожие на бандюг.

«Мастер востока»

Что интересно, в фильме представлен очень редкий стиль каратэ, сохранивший свои ранние китайские черты. Правда, в реальности, вряд ли что-либо из представленного в фильме пройдет, в том виде, как мы видим, но что-то в этом фильме есть. Хотя фильм наивен до жути.

«В зоне особого внимания», «Ответный ход».

Фильмы, в которых принимали участие родоначальники каратэ в нашей стране: Касьянов и Штурмин. Кстати, на роль главного героя, которого позже сыграл самбист Галкин, претендовал Штурмин, но из-за травмы не смог сниматься (кстати, я считаю и хорошо, что так сложилось, все-таки Штурмин, просто спортсмен, а Галкин и самбистом был опытным и актером хорошим).

Касьянов в фильме играл и не один раз, но в эпизодах. Собственно, «В зоне особого внимания» все драки показывал именно Касьянов, так как Волонтир на тот момент был после автомобильной катастрофы и сниматься ему было тяжело.

«Ответный ход» стал этакой ступенькой на пути к зениту славы для Иншакова. Сам Иншаков снимал откровенные дешевки, но как актер был вполне сносный.

На тот момент (по крайней мере, как рассказывает Касьянов) каскадерской группе не заплатили и спортивный состав картины отказался ставить сцены боев в фильме. Картину же подхватил Иншаков, за что его крайне невзлюбил Касьянов, назвав каскадера в одном из своих интервью – изменником. Иншаков же начал постановки боевых сцен и, как мне кажется, это и стало его звездным моментом.

Конечно, драки смотрятся очень постановочно, но сами приемы показаны вполне реалистичные.

«Чтобы выжить».

Ну, это вообще моя любимая картина детства. По сути, хоть ее и отнесли в разряд боевиков, картина может претендовать на роль политического детектива, коими был богат перестроечный кинопрокат. Кстати, мой любимый персонаж – ветеран Афгана Коля сыгран актером С. Векслером. Сергей является обладателем черного пояса по контактному каратэ киокушин будокай кан, тренируется у Ю. Федоришена и сам ведет занятия.

Фильм очень остросоциален и очень неоднозначно будет смотреться сегодня, я бы сказал не политкорреткно. Чего только стоят слова одного из главных героев Джафара. Сыграл которого А. Розенбаум. В ответ на вопрос Коли, кто им заказывает теракты, не мафия ли, Джафар отвечает, что «мафия», не политкорреткно звучит по отношению к высшим эшелонам власти.

«Они были первыми».

Предвкушаю удивленные взгляды и возгласы: «Да автор с ума сошел! Какие боевые искусства?».

На что я отвечу, а как же фраза: «Приемчики? Джиу-джитсу?».

Да, да.

В фильме показаны, правда очень коряво, но, все же, показаны приемы джиу-джитсу и вообще, в кино конца 50 упоминается джиу-джитсу! Это ли не чудо!

В целом, фильм наивен, конъюнктурен, но актерский состав прекрасный, да и ради одного только джиу-джитсу посмотреть можно.

«Болевой прием».

Ну и посмеемся, напоследок. Звездный час отца «единоборных» афер Кадочникова.

В фильме показан тот самый – «Русский стиль», а проще сказать бесконтактный бой. Правда показан на грани контактна, когда еще Кадочников не съехал в окончательное безумие. Хотя уже тогда смотрелись приемы ушу, смешанные с каратэ, в исполнении ребят в тельняшках, как-то… странновато.

И самое интересное, что, как и в «Мастере востока», главными злодеями показаны каратисты)))).

А вы говорите высокодуховное искусство))))

Ну и моя небольшая подборка:

Писатель, публицист.
Занимался дзюдо, тэйквон-до, прыгал с парашютом.

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Слабый уровень постановочных сцен боёв именно то, чем мне не нравились советские и постсоветские боевики. Хореография таких боёв совершенно отдельное искусство и далеко не у каждого прослеживается желание его развивать. Причём, даже в западном кинематографе, где, по идее, таких фильмов гораздо больше.
    А после фильма «Болевой приём», помню, сам захотел учиться «системе Кадочникова». Но ввиду отсутствия оной в нашем городе — не сложилось, о чём, впрочем, не жалею.

      • Да разве только Кадочников? Сколько их было новоявленных «гуру» всех мастей и направлений? Кадочников на их уровне выглядит глыбой, в том числе и на фоне многих адептов «бесконтактного направления» или «русского стиля» (Лавров не в счёт, его уровень, на мой взгляд, сопоставим с уровнем Кадочникова). Кстати, у Сергея в ЖЖ есть любопытный отзыв о семинаре Лаврова: http://svlasov.livejournal.com/119241.html

          • Спрос рождает предложение. Боевые искусства — это легенды про «секретные смертельные техники», сверхспособности и гарантию успеха во всех областях жизнедеятельности. Что же удивляться тому, что периодически появляются «умельцы», готовые всему этому обучить ЛЮБОГО желающего за нужную цену.