В чём красота боевых искусств?

Красота – это из наиважнейших признаков искусства. А что такое красота в боевых искусствах? Тут у каждого будут свои предпочтения (и это здорово), но всё же и тут можно выделить основной критерий – это приём, недоступный для исполнения простым смертным. Как говорится – «Трюки исполняют настоящие профессионалы, не пытайтесь это повторить в домашних условиях».

Но одно дело показать красивый приём, а совсем другое дело – применить его. И тут на первое место выступают спортивные соревнования. Только здесь сторонний наблюдатель может своими глазами увидеть, как применяется та или иная техника в схватке двух противников.

Чем привлекательны спортивные соревнования? Конечно, это и драматизм и сенсации и борьба на пределе возможности. Но меня в спортивных соревнованиях привлекают два аспекта — мастерство участников и кое-какие эффектные моменты, которые удаются участникам время от времени.

Кому-то нравятся броски, кому-то «вертушки», кому-то болевые и удушающие приёмы в партере. Но это всё отдельные элементы, которые для многих прочно ассоциируется с тем или иным видом единоборств. Что же касается меня, то более других я предпочитаю не какие-то отдельные особо эффектные приёмы и удары (хотя, это красиво, согласен), а те моменты которые представляют собой череду технически отточенных действий, а также момент, именуемый «таймингом». Это когда спортсмен способен идеально точно рассчитать свои действия и соизмерить их с действиями противника. По большому счёту эффектные трюки, когда они проходят (но только когда проходят), как раз, и представляют собой один из вариантов такого навыка. Ведь кроме как рассчитать, нужно ещё и умение застать соперника врасплох, а сделать это можно лишь при наличии особой эффектной техники исполнения отдельных приёмов и действий.

Интересно, что не все спортивные состязания могут похвастать наличием подобных моментов. Таким образом, из всех искусств важнейшим для меня оказывается… Нет, не кино, а определённые виды единоборств, где присутствует бОльшая плотность действий на единицу времени – бокс, кикбоксинг, спортивная борьба.

Конечно, всё это относительно. Но порой после просмотра отдельных соревнований меня не покидает ощущение того, что я смотрю некий ухудшенный вариант фехтования – танцы на дистанции, затем быстрое схождение – и мгновенный обмен обоюдными выпадами. Наверное, именно так в древности и выглядело соперничество двух Мастеров боевых искусств, каждый из которых обладал своим смертельным приёмом.

[youtube https://www.youtube.com/watch?v=31ry9HOmI-Y]

Но мы пока говорим о спорте, верно?

На мой взгляд, спортивные состязания как раз и направлены на то, чтобы победа одному из участников доставалась не в результате одного удачного приёма, а в процессе длительной и упорной борьбы между участниками, как в рамках отдельного поединка, так и турнира. И тут я вижу прямое противоречие с сутью боевых искусств, которое заключается в том, чтобы за максимально короткое время вывести любого противника из строя (вплоть до его летального исхода).

Вот мы и подошли к такому понятию как «красота в боевых искусствах». Как это понимаю я? Красота в боевых искусствах – это наличие такого уровня мастерства и подготовки, которые позволяют быстро и со 100-й гарантией одолеть искушенного в бою противника. Задачка ещё та, согласитесь.

Таким образом, получаем два довольно диаметральных подхода к тому, что принято называть боевым искусством. С одной стороны победа должна одерживаться быстро, с другой – долго. С одной стороны – отточенный до автоматизма один приём на поражение или травмирование, с другой – комбинация действий, направленная на получение над противником определённого преимущества. Если в одном случае искусством будет опережение противника на доли секунды при одном единственном схождении, то во втором – умение раскрыть оборону противника серий предварительных действий

Характерно, что почти все боевые искусства, зародившееся на Западе, так или иначе, свелись к спортивным соревнованиям, а вот попытки то же самое проделать с восточными школам как минимум вызывают противоречия. Отчего же так происходит?

Дело в той самой пресловутой разнице менталитетов Востока и Запада. Запад – это великие амбиции и желание стать первым. Восток – нахождение оптимальной гармонии с собой и внешним миром, почитание старших и впитывание опыта предков. И это отличие отчётливо видно в подходе к боевым искусствам. С одной стороны – спортивные состязания, где победитель может быть только один. С другой – долгая подготовка и поэтапное развитие ученика в традиционных школах, где спарринги выполняют лишь вспомогательную функцию.

Спарринги, безусловно, необходимы. Но, опять же, на мой взгляд, излишняя тяга к спортивным состязаниям в тех стилях единоборств, которые не могут обеспечить достаточную плотность действий на единицу времени и свободу действий участникам нежелателен.

Помимо того, что как говорилось, в этой статье http://budokarate.ru/?p=567 исчезает огромный пласт техник и приёмов, я бы отметил ещё один нюанс. В таких видах как бокс или кикбоксинг спортсмен при постоянной угрозе со стороны противника учится правильно реагировать на малейшее действие с его  стороны. А вот о попытках привести к спортивным состязаниям «боевые техники» этого не скажешь. Сначала угроза на недосягаемой для противника дистанции, затем один резкий выпад — и кому больше повезло. Какую правильную реакцию на действие противника так можно наработать?

В результате, мы с вами имеем «удовольствие», время от времени, лицезреть подобные шедевры

[youtube https://www.youtube.com/watch?v=NTmXl4nL0Ag]

Так что, если кто-то желает реально проверить свою технику в спортивных состязаниях, я вижу только один выход – после спортивных состязаний в своём стиле, переходить к таким видам как кикбоксинг или микс-файт.

Другое дело, что это будет уже не стиль традиционный школы, а нечто совершенно другое. И эту направленность исключительно на спортивные состязания я, всё-таки, склонен считать отходом от традиционной школы в отдельное направление, наряду с такими направлениями как самооборона и военное ремесло. В этом нет ни плохого ни хорошего – это просто имеет место быть. И одной из главных особенностей этого направления будет зримая конечная цель – победа на спортивном турнире.

А что является конечной целью для Мастера боевых искусств? Стать непревзойдённым бойцом? Где найти такие соревнования, где главное правило – отсутствие всяких правил? Преуспеть в убийстве совсем не мирных граждан не на войне? И чем это для такого «мастера» может закончиться?

То есть, такая цель как бы размыта, но вместе с тем она существует. Попробую сформулировать такую цель следующим образом. Цель боевого искусства – это максимально приблизиться к фундаментальным принципам и пониманию боевого искусства. И тут многое будет зависеть от конкретной школы и Мастера во главе этой школы. Но не всё. В ещё большей степени успешность прохождения этого пути будет зависеть от самого последователя той или иной школы. Сколь много он готов затратить усилий, терпения и своего времени? Сможет ли отбросить свои прежние убеждения и стереотипы, чтобы научиться чему-то новому? Ведь придя в школу, чтобы научиться одним навыкам, такой человек, дойдя до определённого уровня, обязательно должен будет увидеть следующий предел, к которому надо стремиться – и так до конца жизни.

Родился в 1977 году. В 2010 пришёл в секцию школы Вин Чун Куен Пай (вьетнамская линия) в своём городе. С тех пор, по мере сил и возможностей продолжаю изучать данное направление. С недавнего времени решил популяризировать боевые искусства посредством статьей.

2 КОММЕНТАРИИ