Будо — наука, открывающая безграничный внутренний потенциал

2
75

«Знание – сила»Фрэнсис Бэкон

Изучение боевых искусств развивает в человеке не только навыки самообороны, закаляет его физически, воспитывает волю, характер, формирует становление личности, но еще боевое искусство открывает в человеке внутренний потенциал. Оно помогает человеку открыть в себе массу скрытых талантов, предрасположенность ко всякого рода знаниям, ремеслам, видам творчества и искусства. Оно раскрывает перед человеком бескрайние просторы знаний, делая жизнь человека полной. Таким образом, он меняет не только себя, отношение к себе, отношение к жизни и смерти, но и само отношение к знаниям. Он старается развиваться всесторонне, совершенствоваться во всем, в чем можно.

Если воин имеет только одну извилину, если он узколоб и кроме как сражаться более ничего не знает и не умеет, то этот человек невежда, по своей сути он дегенерат. Такой человек никогда не станет великим воином. Истинный воин должен обладать хорошим складом ума и мудростью. Иначе это будет напоминать автомеханика, который чинит любую поломку автомобиля кувалдой.

Как-то мой сэнсей сказал мне: «Мы не учимся Каратэ-До. Мы также не учимся ремеслу и многим вещам в этой жизни. Мы все это уже умеем или умели когда-либо. Оно все уже давно есть в нас, в нашей голове, в памяти. А теперь представь, что твоя голова как огромная камера хранения, а в мозгу 10000 маленьких ячеек. И во всех этих ячейках есть знания, которые ты знал, но забыл. Или может даже ты это когда-то видел, даже мельком и оно уже есть в твоей голове… Не важно! Они там уже есть! Каратэ для тебя как ключи, как отмычки ко всем этим ячейкам в твоей голове. Изучая Каратэ-До, ты день за днем, раз за разом будешь подбирать ключ к этим ячейкам и познавать содержимое. Будешь вспоминать то, что ты уже познал когда-то в прошлом.  Это сделает тебя лучше, сильнее и мудрее». Долгое время я не мог понять смысл этих слов.

Боевое искусство — это знания, которые открывают нам множество возможностей. Оно делает нас не только сильнее, но и мудрее. Знания — это сила! Некоторые бойцы считают, что им ум и знания не нужны. Это как в анекдоте о боксере и корреспонденте. Знаете? Сейчас расскажу…

«У глупого боксера корреспондент берет интервью:

Корреспондент — Скажите, а для чего в боксе руки?
Боксер — Как зачем? Я ими наношу сокрушительные удары и прикрываю челюсть.
Корреспондент — А для чего в боксе ноги?
Боксер — Ноги, для того чтобы стремительно перемещаться по рингу, сокращать и разрывать дистанцию, выполнять сайд-степ.
Корреспондент — А для чего туловище?
Боксер — Не туловище, а корпус! Корпус, чтобы его укреплять, чтоб не пробили.
Корреспондент — А для чего тогда голова? Наверное, чтоб по ней бить?
Боксер — Ну почему же? Не только. Например, чтобы уворачиваться от ударов. А еще я в нее ем!»

В наше время многие, глядя на парня, сидящего за пианино, парня со скрипкой или же парня с шахматами в руках, воспринимают их как «мальчиков-ботанов», маменькиных сынков или пай мальчиков. А так ли это? Уверяю вас, это мнение ошибочно. Как говорится — одно другому не мешает. За шахматистом, музыкантом или танцором может скрываться совсем другой человек, тем более что одно дополняет другое.

Если говорить о боевом искусстве, как об инструменте открытия внутреннего потенциала, можно сказать, что истинный воин — развивается всесторонне. Он может быть хорошим военным, учителем, врачом, поэтом, актером, музыкантом, танцором и много кем.  А вы никогда не задумывались, что музыка, танцы и боевые искусства очень тесно связаны и даже чем-то схожи? Каждая музыка имеет свой темп, такт и ритм. Так и в Кихон, Ката, Кумитэ, есть те же темп, такт, а любой поединок имеет свой ритм и боец должен уметь чувствовать ритм.

Говоря об актерах, музыкантах и танцорах в боевых искусствах или бойцах в музыке или танцах, приведу несколько хороших примеров. Начну с себя. Я могу сказать, что изучаю боевые искусства давно и военное ремесло имеет немалое отношение к моей жизни. В России меня мало кто знал и знает как инструктора боевых искусств или военного, а те, кто меня знают, больше знают под псевдонимом Armand как музыканта, композитора или поэта. Я руководитель, поэт и музыкант коллектива группы Sacratus,  который исполняет музыку в жанре doom-death metal.

Так же я работал и со многими музыкальными коллективами как продюсер и музыкант. Музыке меня никто никогда не учил (последнее сказано к тому, что было написано выше, относительно скрытых воспоминаний в памяти, которые помогает открыть изучение боевых искусств) Говоря о танцах — в 1987 году я стал бронзовым призером турнира по брэйк-данс в городе Баку. Танцевать брэйк меня также никто никогда не учил, как и многое другое. Я всего лишь изучал Будо.

В нашем музыкальном коллективе Sacratus, на клавишных играет Руслан Махожев. Прекрасный музыкант. Он же в свое время танцевал народные кавказские танцы в Карачаево-Черкесском республиканском коллективе. Так вот он занимается смешанными единоборствами и пауэрлифтингом.

Говорят — «хороший боец — хороший танцор». Творчество и боевые искусства взаимосвязаны. Вспомним всем нам известную сцену из фильма «Кикбоксер», когда Жан Клод Ван Дамм танцевал диско. А еще я помню одно интервью с Рафаэлем Агаевым, когда у него спросили — «что ему помогает так быстро двигаться в поединках?», он ответил — «я много танцую национальные танцы перед соревнованиями».

Было такое, когда знаменитый американский боксер-тяжеловес Майк Тайсон решил сделать доброе дело любителям музыки жанра рэп и открыл в Лос-Анджелесе для них клуб, оснащенный самой современной и дорогостоящей звуковой аппаратурой. Таким образом Тайсон решил продемонстрировать свою любовь к музыке. А еще поговаривают, что и он сам пробовал исполнять рэп.

А вот Мохаммед Али, например, дошел до того, что сам пробовал петь в опере. Что из этого получилось, мало уже кто помнит. Но иногда, из бывших боксеров получались хорошие певцы и актеры кино. Боксеры в кино, например, Микки Рурк, Сильвестр Столлоне, Жан-Поль Бельмондо и т.д.

До того, как стать «звездами», боксом занимались Теренс Трент Д’Арби (о чем трудно догадаться, глядя на его точенный профиль) и Крис Айзек, которому зуботычины пошли только на пользу. Лицо его отличается суровой мужской красотой, которая прекрасно контрастирует с его нежнейшим голосом.

Но если относительно успехов на ринге Д’Арби и Айзека сегодня почти ничего не помнят, то Билли Джоэл вправе гордиться техническими результатами своего боевого прошлого: из 26 поединков он одержал победу в 23х. Согласитесь, не плохой результат для певца.

Было время, когда и в поп музыке, и в роке всплывала тема восточных единоборств. Первым и пожалуй, одним из ярких примеров можно считать песню Джорджа МакРэя «Борьба Кунг-Фу», имеющую бешеную популярность в годы дискомании. Дуэт «Фрэнк Чикенс» отметился песнями «Мы Ниндзя» и «Джеки Чан» (посвященная знаменитому и всеми нами любимому актеру, мастеру ушу и кумиру миллионов). Сам же Джеки Чан в молодости пел в рок-группе, песни которой мы все слышали в знаменитых его фильмах «Доспехи Бога», «Громобой».

Рок-группа Европа в конце 80х гремела своим хитом «Воин Ниндзя». Не исключением стали и наши представители эстрады, такие как «Земляне» и «Группа Стаса Намина», посвятив каратэ одну из своих песен.

Мик Джаггер большое внимание уделял своей физической форме, занимаясь бегом трусцой и ушу.

Дэйв Ли Рот, бывший вокалист группы Ван Хален, занимался кикбоксингом, в чем говорят достиг определенных успехов. У него всегда была отличная растяжка, которую он частенько демонстрировал на сцене, выполняя всякого рода прыжки, махи и удары ногами.

Фанатом каратэ уже в зрелом возрасте стал король рок н ролла Элвис Пресли. Он был учеником самого отца американского Кэмпо-Каратэ Эда Паркера. Вот только сведения о его успехах весьма противоречивы. Одни просто утверждают, что он имел черный пояс, а другие утверждают, что он был обладателем аж 7 дана.

Говоря о представителях отечественной сцены, я слышал, что Юрий Шевчук является обладателем черного пояса по таэквондо, Олег Газманов занимался ушу, а Виктор Цой, восхищаясь королем Кунг-Фу — Брюс Ли и сам изучал Ушу.

Во времена средневековья даже европейских рыцарей и мушкетеров обучали не только фехтованию, но и танцам. Что уж тут говорить о самураях. Говоря о легендарных воинах средневековой Японии, скажу, что самураи обучались не только владению мечом, копьем, рукопашному бою, стрельбе из лука и верховой езде. Их так же обучали поэзии, классической китайской литературе, театральному искусству кобуки, каллиграфии и искусству сложения сухих букетов икебана и многое другое.

Лично мне кажется, что это все происходит в такой последовательности: 1 — изучение боевых искусств; 2 — формирование характера и личности, с его складом ума и особое отношение к любым знаниям; 3 – постижение любых видов искусства и ремесел.
Есть хорошая поговорка – «Талантливый человек, талантлив во всем». Так вот. Я считаю, что правильно изучая боевое искусство (не только как рукопашный бой), оно в целом развивает человека — всесторонне. С этим я сталкивался в жизни и не раз. Изучайте Будо, а не просто занимайтесь им. Развивайтесь всесторонне. Сильный человек, должен быть умным, а умный и добрый человек должен уметь отстоять свою правду.

Осс!

Родился в 1973 году.
В Каратэ-До с 1987 года. Инструктор Международной Федерации Шотокан Каратэ-До России — S.K.I.F.
Ветеран отряда специального назначения.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Отличная статья Брат!
    Помню когда был совсем малой, лет мне было, наверное, восемь. Был я на свадьбе у двоюродной сестры. И один из гостей был то ли каратистом, то ли рукопашником, тогда я в этом вообще не разбирался. Знаю только, что он инструктором в милиции вроде был. Так он показывал нам всякие фокусы: уголок на пальцах держал; об его пресс отбивали свои кулачки с братом 🙂
    Так вот на самой свадьбе он так прикольно танцевал — все движения были похожи на каратистские движения, видать у него это в крови было.
    Правда был любителем выпить…
    Звал нас заниматься к нему в милицию, но я тогда ещё дураком был, не пошёл 🙂

  2. Очень интересная тема! «Талантливый человек талантлив во всём» — довольно расхожий стереотип, который, тем не менее, вполне актуален. Не зря же, как говорят, на Востоке изучение боевых искусств шло рука об руку с изучением других искусств (калиграфии, живописи, поэзии). Единственное, что смущает — порядок изучения искусств:-) Да, верно подмечено, что боевые искусства закаляют и формируют характер, но в изучении любого искусства, полагаю, на первый план выходит страсть человека к искусству. Эта страсть сначала двигает его как можно дальше в одном выбранном виде деятельности, а затем распространяется и на другие его интересы.
    Что касается приведённых примеров. Честно говоря, не знаю, каков Тайсон как репер, но вот Рой Джонс — репер вполне известный. Отечественные исполнители навряд ли достигли каких-либо серьёзных успехов в изучении боевых искусств Востока, особенно сомнительно выглядит информация насчёт Юрия Шевчука (хорошо, хоть не Шнурова:-). А вот зарубежные. Не знаю, откуда расстяжка у Дэвида Ли Рота (не смог ничего нарыть по этому поводу на бескрайних просторах Интернета) а вот, то что фронтмен Iron Maiden Брюс Дикинсон умудрялся совмещать сольную карьеру вокалиста с занятиями фехтованием — факт вполне достоверный. Он даже входил в десятку лучших фехтовальщиков Великобритании.