Ушу — единоборство, рожденное из мифа

0
1536

Недавнее видео из Поднебесной взбудоражило будо-общественность. Полусамоучка, поклонник ММА лихо разделывался с мастерами различных школ ушу, начиная от тай цзы, заканчивая вин чунь.

Возникает вопрос о мифологическом характере восточных единоборств. Мы сознательно не касается мифологическо-бредовых направлений, вроде «систем спецназа», «славянских стилей», в связи с их откровенно «фейковой» природой. Однако спешим огорчить некоторых поклонников «традиционных» стилей, подобная «фейковость» и искусственность создания, присуще и многим ныне известным стилям ушу, каратэ и джиу-джитсу.

— Почему именно ушу?

Прежде всего, отметим, что мы никак не ставим под сомнение роль ушу, как прекрасное направление физической культуры и спорта и существования в нем вполне рабочих и прикладных направлений (саньда, саньшоу).

Однако, в сравнении с тем же каратэ, оказывается, что в ушу и вокруг ушу больше разнообразных мифов. Их не меньше в каратэ, в джиу-джитсу, однако последние, со своими плюсами и минусами, тем не менее, представлены не только в плеяде культурного наследия, но и в реалиях современного спортивного боя. Как ни крути, пусть видоизмененные, каратэ и джиу-джитсу, могут показать себя в реальном поединке.

— Немного из истории ушу.

История ушу связана с двумя принципиальными моментами:

Во-первых, до 19 века ушу развивалось в рамках традиционного общества, с его мифологическим мировоззрением. Соответственно, подобный взгляд на реальность был неотъемлемой частью ушу, так же, как и китайской медицины и других сфер китайской культуры.  И в этом мировоззрении присутствовало представлении об истории, как о регрессии. «Золотой век» был в прошлом, а дальше происходит постепенно ухудшение и деградация.

Отсюда представление о великих мастерах и патриархах боевых искусств в прошлом, которые обладали совершенно сверхчеловеческими возможностями.

Многие возразят, указав на подобные мифы в среде каратистов и многих других восточных направлениях. Частично они будут правы, однако современное каратэ формировалось в уже модернизированной Японии. Поэтому там, по крайней мере, нет представления о том, что старые мастера летали по воздуху и общались с феями. А вот в ушу все эти представления были, и они не были специфическими именно для китайских боевых искусств, это были элементы общей культуры традиционного Китая.

С точки зрения такого архаического представления об истории, в настоящее время, таких «мастеров» со сверхъестественными способностями не найти. По представлениям китайцев раньше они встречались на каждом шагу, ныне же находятся в глубоком сокрытии. Получается, что секрет успеха заключается в поиске такого мастера. А уж если это удается, то все способности чудесным образом обретаются, и ученик перенимает несокрушимую силу.

При этом предполагается, что мастер не только и не столько дает ученику какую-то технику, сколько передает ему мастерство чудесным образом, посредством взгляда, прикосновения и тому подобное.

Во-вторых, в ходе бурной истории Китая 20-го столетия, многие «традиционные» центры боевых искусств, прекратили свое существование. И уже во второй половине 20-го века их пришлось создавать заново, фактически с нуля. Когда китайское правительство решило развивать «традиционные» единоборства, то их пришлось, можно сказать изобретать заново.

Почему сия чаша миновала японские боевые искусства? В Японии не было гражданской войны и «культурной революции». В 20-м веке Япония вела много внешних войн, но, избегая внутренних конфликтов. На фоне этого, не менее модернизированные, в начале 20-го столетия, школы джиу-джитсу и каратэ, все же сохранили достаточно прозрачную преемственность.

А вот в Китае, знаменитый Шаолинский монастырь был создан уже коммунистическими властями заново и, фактически с нуля. Удалось найти несколько старых монахов, но оказалось, что боевыми искусствами они не владеют. Поэтому Государственный институт физической культуры из Пекина, разработал «шаолиньское» ушу в этом монастыре.

Отметить, что вдвойне странным выглядят инструкторы ушу в России, которые называют себя «шаолиньскими монахами». Но, при этом, прямо на своих сайтах они помещают фотографии, в которых они изображены в европейской мирской одежде, в то время, как любой буддийский монах обязан постоянно носить монашеское одеяние. Это фундаментальный монашеский обет, установленный самим Буддой. Кроме того, монах любого буддийского монастыря обязан постоянно проживать в его стенах. Он может совершать, по благословению настоятеля, различные поездки, но всегда должен вернуться в свой монастырь.

И, наконец, буддийский монах не может работать где-нибудь вне монастыря на мирской работе. Это противоречит самому принципу монашества.

При этом мы предполагаем, что это, все-таки, не совсем самозванцы. Видимо, в нынешнем Шаолине, действительно, могут посвятить в монахи, не особенно интересуясь дальнейшей жизнью и деятельностью такого ученика. Это ставит под вопрос серьезность отношения к монашеским обетам и со стороны посвящающих, и со стороны посвящаемых.

Брюс Ли

— Роль Брюса Ли в развитии ушу.

Не стоит обожествлять его персону, причисляя ему небывалые фантастические способности, однако следует признать, что ему и его продюсерам удалось сделать редкую вещь. Они создали не только образ мастера боевых искусств на экране, но и образ целого боевого искусства.

Но сам образ был сконструирован из разных элементов, а из самого ушу в нем было мало чего. Но образ получился зрелищный, эффектный и убедительный.

Материал подготовили: доктор философских наук, востоковед А.В. Арапов; писатель, публицист Н.И. Сокиркин

Писатель, публицист.
Занимался дзюдо, тэйквон-до, прыгал с парашютом.