Сжатый кулак, открытая ладонь — в чём сила?

0
13

На самом деле требуется всего несколько секунд, чтобы определить, что из себя представляет человек в плане каратэ. Достаточно просто мельком посмотреть на его стойку или как сжат кулак или как он не сжат, напряжён он или расслаблен и так далее. Зачастую даже хватает взгляда на обычную фотографию, чтобы сделать достаточно точные выводы о степени его подготовки. И такие фотографии лично мне попадаются довольно часто. Вот вроде бы изображён на фото черный пояс с грозным лицом и в устрашающей стойке, но хватает секунды, чтобы понять, что вся эта напыщенная грозность всего лишь фарс.

Как это определяется? Ну, прежде всего должен быть личный опыт. И достаточно богатый. Например, глядя как мастер исполняет ои-цки можно заметить, что после нанесения удара, кулак, после киме, еле заметно расслабляется, даже если между техниками проходят доли секунды. Это видно! Некоторые вообще разжимают кулак, таким образом ещё больше расслабляя тело для последующего взрыва. Начинающие же, обычно стараются держать кулак как можно крепче сжатым, правильным, что приводит лишь к излишнему перенапряжению.

Сенсей Като
Сенсей Като. Гений Шотокана. Даже в своем преклонном возрасте (сейчас ему 72) демонстрирует чудеса технического совершенства.

Другой пример. При исполнении шуто-уке, мастер, который технику исполняет уже не просто по тем правилам, которым его обучали в бытность цветным поясом, но который уже адаптирует ее под себя, обычно не складывает пальцы правильной «лодочкой». Пальцы его слегка, так скажем, по другому согнуты, создавая совсем другую, его личную конструкцию кисти-предплечья… Это тоже очень заметно.

Это не означает, что всем сразу же необходимо в кихоне разжимать кулаки и пытаться что-то делать не правильно, лишь для того, чтобы казаться мастером. Начальную школу необходимо закончить. Вся индивидуальность, которая и отличает мастера от новичка, придёт сама собой. А вот если школу не закончить, то есть шанс и не стать мастером вовсе.

Подобных мелочей существует множество. Я называю это живым каратэ. Т.е. когда человек уже не просто исполняет некие движения, которые он вызубрил километрами кихона, но он уже просто так движется – это часть его сущности. Например, часто приходится наблюдать видео с соревнований по ката, где человек быстро и правильно выполняет все движения, строго следуя канонам школы, и он может быть даже победит на этих соревнованиях, но это не «живая» техника. Он просто хорошо зазубрил материал. Люди с живой техникой, соревнований скорее всего не выиграют, поскольку техника несколько видоизменяется, что не совсем соответствует правилам. И именно поэтому я не люблю соревнований по ката и вообще не понимаю их смысл. Определить чемпиона? Чемпиона в чём? В мастерском повторении набора движений?

Если посмотреть на признанных мастеров, то можно заметить, что очень многие вещи они исполняют «не правильно». Объясняют одно, но сами делают другое. Этот феномен и объясняется как раз тем, что они уже не думают о движении, о технике. Движения стали частью их тела, расслабленными и смертоносными. Такая техника гораздо более мощная и опасная нежели обычная зубрёжка и молодецкая удаль.

Сенсей Асаи
Сенсей Асаи. Новичку вообще было бы весьма затруднительно идентифицировать его технику, как Шотокан. Он давно вышел за рамки каратэ.

Помимо технической составляющей вопроса, о человеке многое может сказать и его каратэ-ги, то как оно на нём сидит. Человек, который долго занимается каратэ (именно занимается, а не просто надевает Ги «по праздникам»), за годы тренировок сменяет не один комплект. И если купить своё первое кимоно немного не по размеру – это нормально, то второй, а тем более и третий раз он не только подберёт правильный размер, но и производителя, тип ткани, вес и если надо ещё подошьёт его в ателье. Одним словом, на человеке, реально проливающем пот в спортзале, каратэ-ги будет сидеть как влитое, создавая одно целое со своим хозяином. Оно становится чем-то на подобии своего мотоцикла для байкера. Любой опытный каратека это заметит с первого взгляда, также как и скрипач с первых же нот сможет определить, настроена скрипка или нет.

Начинающие (под начинающими я имею ввиду достаточно большой временной промежуток, от 0 до 10 лет как минимум), во время кумите, любого из его подвидов, руки обычно пытаются держать сжатыми в кулаках. И это нормально. В самом начале тебе кажется, что именно крепко сжатый кулак и содержит в себе некую силу, придаёт уверенности. Но на самом деле, сила как раз в открытой руке. Не даром Ояма когда-то сказал, что «открыв кулак, можно обхватить весь мир» (за дословность не ручаюсь, но примерно так). Как я уже писал выше, открытая рука даёт вам возможность расслабиться, быть более естественным, что с лёгкостью позволяет вам следовать не только за движениями противника, но и за его мыслями если хотите.

Сенсей Казэ
Сенсей Казе в, ставшей его визитной карточкой, камаэ.

Стань бесформенным, как вода. Будь водой, друг мой.
(Брюс Ли).

Опасаться стоит не того, кто сильнее сжимает кулак, но того, кто встречает агрессию с распростёртыми объятиями.
(Это уже я 🙂

Не зря же на любом семинаре, наиболее часто повторяемые слова «расслабьтесь». Но чтобы понять их нужен опыт…

Главный редактор блога «Каратэ длиною в жизнь».
Опыт занятий боевыми искусствами с 1988 года.