Олег Цой. Интервью с мастером каратэ

Олег Цой

Я хочу представить вниманию читателей человека пронесшего любовь к боевому искусству через всю свою жизнь и стал для многих примером стойкости духа и самоотдачи при занятии любимым делом.

Олег Алексеевич Цой, обладатель 7-го Дана Японской организации Каратэ-До Маруошикай (JKMO), мастер спорта СССР, вице-президент СПК «Раменки» (г.Москва)”, главного тренера сборной России по каратэ 1996-2001 г.г., главного тренера СПК “Раменки” и РОО “Союз Каратэ-До, неоднократного победителя турниров “Каратэ все звезды СССР”, чемпиона Москвы 1991г., призер всесоюзных и международных турниров, призера Кубка СССР 1991г., призера Открытого Чемпионата Дании 1991г.

История знакомства с каратэ у людей старшего поколения очень индивидуальна и беседуя с такими людьми иногда слышишь целые приключения о том, как они впервые узнали о каратэ и каким образом им удалось попасть к первому тренеру. Ведь раньше это было не всегда просто. Расскажите нам пожалуйста вашу историю.

На самом деле всё произошло случайно. В 1976 году я жил в провинции на Кавказе и то, что мы сейчас называем каратэ, в то время таковым вовсе не являлось, хотябы потому, что тогда все, где били руками или нагами мы называли каратэ.

С моим одноклассником и его братом мы пошли на мексиканский фильм «Большое приключение Зорро», где помощник главного героя, то ли японец, то ли китаец демонстрировал каратэ. Хотя, как потом оказалось это было Кунг-фу или У-шу, если говорить правильно. Брата одноклассника звали Роберт, и объяснил нам, что это было кунг-фу. И вот по пути домой мы решили попросить его, чтобы тот нас поучил каратэ, он мол знает как тренируются каратисты.

На следующий день, в десять вечера, после работы, я зашел к ним домой и мы общались с его братом до трех часов ночи. Но парадокс был в том, что в детстве Роберт занимался классической борьбой, у него был даже первый разряд, но во время учёбы в Новочеркасске он выступал за сборную города по боксу. Был чемпионом города по боксу и все свои бои выигрывал нокаутом. Одаренный был человек, взрывной.

В свое время он жил в общежитии с парнем, который вел свои группы каратэ и он наблюдал за ними. Нам он только полтора часа показывал разминку. Затем дело дошло до ударов ногами. Тогда каратэ для нас было – удары ногами, про руки мы ничего не знали. В итоге он показал четыре удара: мае, йоко, маваши и уширо-гери.

Самое интересное это то, я хорошо это помню, что он демонстрировал очень правильную технику. Наверное, не каждый занимающийся сможет так продемонстрировать. Он был одаренный от природы, у него были мягкие суставы и очень сильные ноги. Он даже стопу правильно держал. Может быть скорость у него была не ахти какая, но тем не менее, нас это поразило. И вот до трех ночи он нам показывал на книге, как надо бить ногами.

По возвращении домой я до семи утра шил свой первый мешок из дерматина и набил его песком с опилками. Мешок получился весом киллограм под 50 потом я кое-как водрузил на аброкосовое дерево, ударил пару раз и пошел спать. После этого я каждый день тренировался по 6-8 часов в день, по три раза, отрабатывая эти четыре удара. Я настолько зафанател, что мне реально даже снились сны о каратэ. Мне даже приснились такие удары, как микадзуки и уширо-гери с разворота.

Собственно с этого все и началось.

Расскажите пожалуйста о вашем знакомстве с сенсеем Сасаки. Как изменилось ваше понимание каратэ после этого знакомства?

Когда я попал в сборную Москвы, то первый международный турнир для нас был открытый кубок Дании в 1991 году. А уже на чемпионате Европы в Праге в 1993 году, я осознал, что мы очень сильно отстаем. Мы просто не тем занимаемся, потому что разница в скоростях и в технике была колоссальная. А когда я впервые увидел как японцы делают ката, то ощущение было такое, что мы находимся в другом мире и надо что-то кардинально менять.

Говорят, что надо найти своего учителя и в 1995 году я как раз с ним познакомился и это изменило все. Некоторые мои коллеги откровенно говорят, что нам очень повезло с таким сенсеем, поскольку так, как он к нам относится, как делится информацией, такого отношения нет больше ни у кого. Он именно хочет передать знания, гоняет нас на семинарах и в хвост и в гриву.

Когда он спросил нас, как бы мы хотели тренироваться, мы сказали, что хотим тренироваться так, как это делали вы когда-то. На что он ответил, что сейчас молодежь так не тренируется, сейчас все происходит более умеренно в щадящем режиме.

И вот до сих пор он нас гоняет по полной. Например, мы отрабатывали по тысяче мае-гери, когда ног уже просто не чувствуешь, или били гедан-барай и гияку цки с кияй в течении сорока минут. После такого преодоления себя, когда ты пропускаешь весь свой опыт через эти жернова, начинаешь смотреть на каратэ совершенно по другому.

Некоторые мои инструктора даже предлагали мне в шутку приглашать сенсея Сасаки не два раза в год, а один раз, мол, ну чего мы тут умираем? Но если бы у меня была возможность тренироваться у него и четыре и пять раз, то я бы так и делал.

Первые пять лет, его семинары обходились очень дорого. Однако благодаря Вениамину Паку, из Новосибирского клуба «Успех», все это стало возможным.

Вениамин как-то спросил моего мнения о сэнсее Сасаки, на что я ответил, что это именно то, каким должно быть каратэ и это касается всего, и методики, и стиля преподавания. На что Вениамин сказал, что будет тянуть приезды сенсея столько, сколько сможет. И вот «тянет» до сих пор.

Мне очень нравится отношение сенсея к аттестации на пояса. Он не раздает их не проверенным людям. Например, в некоторых организациях, на семинар может прийти 300 человек из которых 150 аттестовываются и 90% получают таки пояса. Когда же я говорю сенсею Сасаки, что сегодня столько-то и столько человек хотят аттестоваться, то он говорит погоди, давай проведём семинар и я скажу имеет ли смысл им это делать сейчас. Поэтому я всегда говорю своим ребятам, что ваша аттестация начинется не после семинара, а прямо сейчас. И очень часто он не позволял сдавать, обосновывая это тем, что человек должен нести угрозу своей техникой и духом.

Сенсей Тошиацу Сасаки

Пожалуй основным отличием тех, кто впервые приходит в додзё сегодня, от тех кто начинал заниматься в 70-е, 80-е годы заключается в том, что сейчас созданы все условия для занятий боевыми искусствами. Тем не менее, создаётся впечатление, что раньше люди были более усердны. Верно ли будет сказать, что сейчас поклонники единоборств избалованы обилием залов и информации или же больший выбор позволяет находить более профессиональных тренеров?

Каратэ всегда было завуалировано неким таинством и тебе казалось, что если ты начнешь заниматсья каратэ, то ты обязательно станешь мастером, начнешь ломать людей на двое голыми руками.

Раньше мы росли во дворе, бегали, прыгали, отжимались. А сейчас, в основном родители хотят, чтобы их дети занимались. Информации сейчас просто в избытке: книги, интренет. Выбор действительно большой. Где-то тяжелее, где-то легче. Не разбираясь в вопросе они ведут детей туда где можно быстрее получить медаль, что создает иллюзию результата.

Я в 2000-м году приехал в Питер на чемпионат России отбирать ребят для сборной, так у них там было 57 федераций! Вы можете себе представить? Т.е практически каждый, кто занимался со своим мастером создавал свою федерацию. Все начальники. Это иллюзия выбора. Если рассматривать качество такого выбора, то все будет очень печально. Ты хоть что создавай, но сам себя в итоге ты все равно не обманешь.

Сейчас очень многие гоняются за поясами, а не за знаниями, полагая, что пояс и является гарантией знаний.

Многие мастера говорят, что необходимо обучаться у разных учителей, хотя бы временно переходить в другие школы, чтобы набираться разностороннего опыта. Даже Брюс Ли, по-моему, говорил, что необходимо брать всё, что работает отовсюду и адаптировать под свой стиль. Каково ваше мнение на этот счёт? Используете ли вы лично что-то подсмотренное у других в своих тренировках?

Есть такая поговорка: «быть верным стилю». Наверное, есть просто люди, которые не тем занимаются и те, которые себя только выдают за учителей.  Конечно, человеку пришедшему в боевые искусства с нуля, сложно разобраться кто есть кто, но все-таки, если ты нашел Учителя, то нужно ему довериться и досканально изучать методику именно этой школы, поскольку знания в ней настолько широки и объемны, что если я начну бегать из одного клуба в другой, то я просто могу потеряться. Я буду чуть чуть знать того, немного знать этого, так ничего и не добившись.

Лично я придерживаюсь мнения, что необходимо быть лучшим в чем-то одном. У меня есть друзья, которые немного занимались боксом, немного борьбой и так далее. И вот когда прошло время и они уже достигли определенного возраста, то оказалось, что они ни в одном из этих видов не достигли никаких высот. Как правило люди после такого бросают тренировки и идут заниматься обычным фитнесом. Другими словами они не находят для себя точки опоры, у них не появляется стержня внутри.

Тренировки очень монотонны, нудные на первый взгляд, копание в мелочах наскучивает. Для этого нужно время и ты не знаешь сколько на это уйдет: три года или десять лет. Через год тебе уже начинает казаться, что ты что-то умеешь, но проходит три года и ты говоришь сам себе: «О! Я ещё больше могу!». Через пять лет ты начинаешь осознавать, что только начал что-то осознавать. Через десять лет ты вообще перестаешь куда-либо торопиться и понимаешь, что этот процесс бесконечен.

Когда, например смотришь как работают заслуженные мастера, то кажется, что они все делают расслабленно и не спеша. Но встав рядом и почувствовав эти удары на себе, начинаешь понимать какая в этом расслаблении скрыта сила. Это уже не просто физическая работа, присущая первым и вторым данам, это сила другого порядка. И такого можно достичь лишь будучи преданым стилю достигая совершенства в чем-то одном.

Занимаясь разными видами, борьбой или боксом, например, то это два несовместимых по биомеханике вида. В борьбе мышцы тянут, а тебе необходимо бить. И занимаясь борьбой ты развиваешь другие группы мышц нежели необходимы в боксе. Каратэ это вообще другая история.

Если мы возьмем копье и попытаемся ударить в забор держа в руке, то это будет одна сила, но если мы копье метнем в забор, то без проблем пробьем его насквозь при этом не приложив особых усилий. А все потому, что эффект толкающего предмета и летящего предмета разный и это как раз и нужно использовать в каратэ.

То-есть вы считаете, что каратэ – это совершенно самодостаточный вид спорта, который может воспитать полноценного мастера?

Совершенно верно. Мне, кстати, очень понравилось ваше интервью с Сергеем Саркисянц в передаче «Люди Будо», где тот процитировал своего мастера, что если у тебя осталось время позаниматься кобудо, то лучше посвяти это время каратэ. Поэтому не надо распыляться и пытаться охватить все вокруг. Станьте мастером хотябы в чем-то одном.

Можно ли назвать каратэ “особенным” видом спорта в плане того, что оно может дать подрастающему поколению нечто большее нежели другие, так скажем, обычные виды спорта?

Если рассматривать каратэ как вид спорта,то ничего особенного мы в нем не найдем. Если же как традиционный вид борьбы, то  его можно смело назвать «особенным».

Как вид спорта, каратэ ограничено определенными правилами и спортсмены ограничиваются определенным арсеналом техники, которая оценивается на соревнованиях и как правило не углубляются в их суть. Век спортсмена довольно короток и форма, кондиция, технический уровень идет на спад, врядли вы найдете спортсмена каратиста, который в 35-40 лет покажет свою технику лучше чем в 25, а вот каратист идущий по традиционному пути в 35-40 только начинает становиться мастером и признанным мастером становится к годам 50-55, его техника с годами становится только лучше.

Это конечно достигается тяжелым, кропотливым трудом, конечно же при правильной методике, и вот именно эта тяжелая работа влияет на сознание человека и меняет его в лучшую сторону. Происходит переоценка ценностей в жизни, и если молодой человек начинает заниматься каратэ как спорто, но используя методику традиционного каратэ, как правило после окончания спортивной карьеры он продолжает изучать каратэ и расти как мастер до конца жизни.

Глубокое изучение кихон и ката, влияет со временем на структуру всего тела, меняется дыхание, в организме происходит «химия», которая в свою очередь дает ощущение мышечной радости, делает тебя добрее, спокойнее, терпеливее, уравновешеннее и т.д. Делает лучше  во многих аспектах. Вот с такой точки зрения каратэ -«особенное». И ещё-традиционное каратэ продлевает вашу молодость до самой старости!

Давайте поговорим об олимпийском каратэ. Каково ваше отношение к включению каратэ в олимпийскую программу?

С финансированием у каратэ всегда были проблемы. Если в Москве или Питере с этим можно сказать нет проблем, то в глуши все совсем по другому. Сейчас же, когда каратэ стало олимпийским, то возможно местные чиновники начнут уделять ему хоть какое-то внимание.

Ведь занятия каратэ чем хороши? Например, для футбола необходимо поле, для борьбы нужен ковер, и так далее и тому подобное. А для каратэ достаточен любой школьный зал и вы можете собрать сто, а то и двести человек, уберечь их от пагубного влияния улицы.

Поэтому, в плане популяризации, признание каратэ олимпийским видом, конечно же является плюсом. Минусом же является судейство. Мне оно совершенно не нравится. Кагава сейчас борется с тем, чтобы судейство в WKF вернулось к формату каратэ. Недавно мы с ним общались по этому поводу и он говорил, что некоторые удары, которые сейчас приносят очки, со временем перестанут оцениваться.

Почему Кагава? Потому, что к нему прислушиваются. И так как Кагава сейчас методист номер один в JKF, то он потихонечку пытается повлиять на правила и в ката и в кумитэ.

Проблема в том, что в большинстве своем в судьях сидят люди, которые не очень глубоко разбираются в каратэ и зачастую не могут правильно оценить потенциал удара. Как ты можешь судить, например, ката другого стиля, если ты в своем-то не особо разобрался? Эта беда не только в России, но и в Европе также. Кагава это отмечает и Сасаки мне об этом говорил ещё в 2000 году.

Единственное пожелание, чтобы люди не ставили олимпиаду самоцелью. Молодые пусть участвуют. Настоящее изучение каратэ все равно начинается лишь в 25-30 лет.

Сейчас огромное количество стилей каратэ. Можно даже сказать, что мы видим радикально противоположные подходы к пониманию каратэ. Японцы твердят, каратэ — это то, где отсутствует полный контакт. Ояма утверждал, что каратэ, это там где бьют по-настоящему. Представители окинавских стилей говорят, что Фунакоси изменил, упразднил технику каратэ, превратив ее в спорт. И у обыватели может возникнуть резонный вопрос, так какое же каратэ настоящее? Что такое каратэ вообще? Если нет победы одним ударом, это каратэ? Если бой идет в перчатках, это каратэ? Если вы используете хук или апперкот, это каратэ? Если вы упали с противником, и пытаетесь бороться, это каратэ?

Давайте я буду говорить за шотокан. Для нас каратэ – это прежде всего Иккен Хисацу – победить одним ударом. Раньше время было такое, что к тебе подходил человек, хватал тебя за горло и твоей задачей было нанести ему один удар и на этом все закончить. Сейчас же все грамотные и уже не подпускают к себе на близкое расстояние, к тому же многие сейчас носят с собой какое-либо оружие, будь то нож, шило или отвертка.

Поэтому сейчас важно владеть не просто сильными ударами, но и уметь работать на дистанции, уметь сокращать дистанцию и что самое главное, не позволять противнику подходить в плотную к тебе. Не побоюсь сказать, что каратэ сейчас это наука.

Все таки шотокан я считаю новаторским стилем в каратэ. И в этом заслуга Накаямы. Потому что он первый, кто поставил каратэ на научную основу. Каратэ шотокан в свое время попало в университеты, где ему начали обучатсья преподаватели, студенты, будущие ученые и люди грамотные и связанные с наукой. Естественно они стали разбираться откуда и что берется и то, до чего предки доходили эмпирическим путем, они начали давать этому научное трактование.

Для меня эталоном духа иккен-хисацу являются чемпионаты JKA 70-80х годов. Например, в 83-м году состоялся бой между Кагавой и Ямамото в полуфинале. Надо понимать, что Ямамото являлся семпаем для Кагавы. Этот бой продлился секунд десять и Ямамото встретил Кагаву гьяку цки. Это была пуля! Для меня это идеальная техника каратэ! Вот никакого сомнения, что если бы он не контролировал удар и пробил бы на кулак дальше, то убил бы соперника. Кагава встал  поклонился и за такой удар дали конечно же иппон. Вот к чему необходимо стремиться.

Многие организации искажают не только порядки, основополагающие правила и стандарты тех же японских организаций, но и изобретают свои собственные цветовые схемы поясов, например синий пояс с белой полоской, количество ученических степеней Кю. Например, в ITKF всего 10 ученических степеней Кю, а в SKIF и WSKF их 9, а в том же JKA всего 8. Придумывают свои правила спортивных состязаний, аттестационные программы и не только. Как вы считаете, могут ли европейцы изменять структуру и все принятые стандарты каратэ?

Я считаю, что те, кто занимается подобными изменениями, компенсируют свои недостатки и своей системы обучения. Получется, что на экзамене ученик вроде бы не тянет на следующий пояс, но ему нужно что-то дать, как-то отменить, чтобы люди не отворачивались, чтобы в организации было больше людей. То-есть это чисто коммерческая составляющая. Я противник таких новшеств.

Когда я слышу, что в организации 300, а то и 500 черных поясов, то для меня это шок! Если взять всю Россию и найти 500 черных поясов, дествительно достойных черных поясов, то это будет очень хорошо, но когда в одной организации столько, то у меня нет слов.

Лично я за всю жизнь аттестовал лишь двух черных поясов — моих учеников. Остальных я готовил для аттестации у сенсея Сасаки и их всего пятнадцать человек. Ко мне в ученики очень часто приходят люди с 4-5 данами из других школ, некоторые надевают белые пояса, находя в этом некую отдушину. Я вообще не понимаю эту гонку за данами. Люди ездят на семинары специально чтобы получить дан, а когда не получают, то обижаются.

Если вы видите, например, коричневый пояс на уровне зеленого, а чтобы увидеть такое далеко сегодня ходить не надо, то это в итоге, в дальносрочной перспективе, приведет к деградации школы. Такими темпами каратэ скоро просто не останется.

У меня состоялся уже не один разговор с друзьями на тему будущего каратэ. Например, в Каратэномичи есть только сенсей Яхара и тот уже довольно преклонного возраста. В IJKA есть сенсей Като, также преклонного возраста. В SKIF тоже непонятно, что будет дальше. Большинство организаций в мире – это организации одного человека. К сожалению никто не вечен. Так что же станет с каратэ после ухода отцов основателей?

Я говорил нашим инструкторам, что у меня нет проблем с учениками, но когда пройдет 15-20 лет и меня не станет, кто к вам будет ходить? Я же хочу, чтобы они достигли такого же уровня. Ведь учитель растет вместе с учениками. Чем больше он требует от учеников, тем больше он работает над собой. А когда не парясь можно раздавать коричневые и черные пояса на право и на лево, то зачем самому развиваться?

Я считаю, что из-за этого у многих просто нет последователей. Ведь когда человек вступая в организацию получает первый дан, а потом в течении десяти лет получает уже шестой, то какого уровня он может достичь? Кого в свою очередь сможет вырастить этот шестой дан? Только себе подобных. То-есть нарушается методика.

Например, я смотрю на Яхара сенсея, то если от него самого исходит угроза, то от его учеников такой угрозы нет. Есть у него правда Моурад Саихия, который более убедителен нежели все остальные, то от него также исходит угроза, даже если взять физические данные. То, что дает Яхара, Моурад довольно достойно передает.

У Кагавы есть Ямагучи, есть Нагаки, который сейчас очень хорош. В JKA довольно хорошая преемственность, у них около 20, а то и более инструкторов высокого уровня, такие мастера как Нака, Курихара и многие, монгие другие Другие организации не могут этим похвастаться.

Сложно сказать, что будет дальше. Посмотрим.

Согласитесь, что так называемое «золотое поколение» инструкторов, прошедших знаменитые инструкторские курсы JKA, такие как Яхара, Кагава, Канадзава и т.д. оно заканчивается. В наши дни, такое количество инструкторов, как тогда, не выпускается. Есть какие-то отдельные люди, о которых мы сейчас говорили, но такого поставленного на поток «производства» мастеров нет. С чем это связано?

Все от трудолюбия. Меняется менталитет. Сасаки сенсей тоже говорит, что каратэ в Японии, как и во всем мире, стало деградировать. Последние лет тридцать, молодежь, студенты, уже не тренируются так, как мы тренировались. И бои сейчас больше похожи на обмен ударами, на некий бокс. Раньше люди бились так, что за бой наносилось два-три удара и ломали ребра, челюсти, зубы выбивали. Человек говорил «осс» и шел дальше биться. На татами люди выходили пропагандировать технику Иккен Хисацу.

Естественно, что если ты трунируешся в день по часу-полтора, а не по четыре или пять, то и такого уровня ты не достигнешь. Например, некоторые вещи открываются только когда ты доводишь себя до изнеможения. Затем посидишь пять минут, переведешь дух и у тебя начинает получаться то, что в жизни не получалось. Только на фоне вот такого приграничного состояние у тебя появляется какая-то другая сила и понимание.

Раньше было меньше соблазнов, но все-таки находятся такие люди, сейчас их конечно же гораздо меньше, но они идут по правильному пути.

Когда я только начинал заниматься каратэ, меня часто спрашивали, каким видом спорта я занимаюсь? На что я всегда отвечал, что спортом я не занимаюсь, я занимаюсь каратэ. То-есть я вегда считал, что занимаюсь именно боевым искусством, Будо, а не спортом, в том смысле, какой в это вкладывают другие. Как считаете, Каратэ это все таки спорт или Будо?

Опираясь на свой опыт могу сказать, что если человек начал заниматься каратэ лет в 6-8, то, наверное, первые двадцать лет для него это спорт. В Будо оно превратится лишь потом. Если же человек начал заниматься лет в 30-40, то можно сказать, что он сразу начал заниматься Будо. Для этого необходимо созреть, должно быть мышление другое, определенное состояние души.

Поскольку каратэ – это жизнь, то человек которому 30-40 лет,  уже обладает жизненным опытом, ему легко объяснить те или иные вещи. Например, когда ты колешь лед ломом, как ты бьешь? Ты держишь его или отпускаешь? Любой знающий человек ответит, что отпускает. Это и есть ои-цки – это каратэ. То-есть благодаря их жизненному опыту, со взрослым человеком легче начинать заниматься Будо.

Ребенку это сложно объяснить, он в руках лом не держал, поэтому просто даешь им упражнения, потому что им не интересно понимать, как это рабоает. Им интереснее повозиться, посоревноваться, кто быстрее, выше и т.д. И первые лет двадцать они естественно занимаются спортом. Главное, чтобы они не отходили от истоков школы. Спорт очень здорово развивает чувство дистанции, тайминг и в этом его плюсы.

Если человек приходит в каратэ в сорок лет и до этого ему довелось позаниматься каким-либо единоборством, то ему можно неплохо поставить технику каратэ и объяснить принципы этого искусства. Если же человек никогда ничем не занимался, то после сорока он может побеждать себя, может даже побеждать на улице при необходимости, но совладать с теми, кто прошел спортивную школу еще в детстве ему будет довольно тяжело. На это необходимо смотреть с разных сторон. Такие люди, конечно же, будут заниматься Будо.

Каратэ – это  первую очередь здоровье и долголетие. Долголетие в том плане, что ты дольше будешь сохранять здоровый дух и здоровое тело. Молодость. Подвижность. Если посмотреть на каратистов, то кто-то может умереть в 65, кто-то в 75, это не важно. Но все они практически до самого конца сохраняют подвижность, молодость практически до самого конца. В каком ещё виде единоборств ты встретишь семидесятилетнего мужчину выполняющего то, что не каждый молодой способен исполнить?

Методики преподавания каратэ дают возможность развиваться до глубокой старости. Я считаю, что до 65 лет в каратэ необходимо расти, а дальше вы просто поддерживаете свою форму. Когда мне было 20-25 лет и каратэ было запрещено, при определенной необходимости приходилось проверять каратэ на улице и мне казалось, что я силен. А на турнирах я начал выступать только в 30 лет и когда побеждал, казалось что я крут, но в 40 понял, что я стал ещё лучше чем в 30. В 50 стал лучше чем в 40 и этот процесс продолжается до сих пор.

Этим и отличается Будо от спорта.

Какой главный секрет в каратэ?

Секрет каратэ, он в ежедневном изнурительном труде. Ты все время шлифуешь себя, борешся со своим не хочу, со своими болячками, ленью. И уже по истечению определённого количества лет, когда ты перелопачиваешь огромное количество часов изнурительного труда, в тебе появляетя что-то и ты понимаешь, что оказывается вот здесь был секрет, а не в том какая рука или нога куда пошла.

Мы искренне благодарим Олега Алексеевича Цоя за возможность пообщаться с ним. Интервью действительно получилось очень большим и информативным. Наша беседа длилась более двух часов и некоторые вопросы даже пришлось оставить до лучших времен. Мы желаем Олегу Алексеевичу крепкого здоровья и дальнейших успехов в постижении Пути.

Осс!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. В нашей с ним беседе он высказал мне, что для каратэ ненужно изучение других вещей. Борьба мешает скорости, элементы бокса с каратэ не совместимы. С одной стороны,он прав. Но это если вы хотите видеть в своей жизни только каратэ, только каратэ общепринятого вида. А если говорить о именно пути будо,то этого же мало