fbpx

Конно Сатоси — Каратэ, Окинава и я (часть 1)

Не так давно мне довелось побывать на лекции японского писателя и мастера традиционного каратэ Конно Сатоси, организованной Японским Фондом в рамках программы культурного обмена между Россией и Японией. Тема лекции «Каратэ и культура» актуальна в наши дни как никогда, ведь чем больше мы отдаляемся во времени от пиковой точки мировой популярности каратэ, тем больше возникает вопросов о месте каратэ в жизни современного человека.

Узнав о проводимой лекции, я не упустил возможности посетить это мероприятие, поскольку сочетание образования, интеллекта и увлеченности каратэ сэнсэя Конно дает возможность получить из первых рук качественную информацию по теме, и кроме того, поскольку встреча с этим человеком почти 20 лет назад привела меня на Окинаву в поисках ответов на мои собственные вопросы.

По итогу лекции коротко отмечу, что многое сказанное сэнсэем на этой встрече перекликается с его выступлением на Рюкю Форуме в 2008 году, которое я в свое время переводил на русский язык, однако некоторые части выступления стали для меня без преувеличения глотком свежего воздуха. Текст лекции «Каратэ и культура» сэнсэя Конно сейчас находится в процессе перевода, поскольку у меня как у переводчика остались вопросы к корректности интерпретации некоторых важных моментов. Пока же я предлагаю читателю познакомиться с текстом выступления Конно Сатоси на Рюкю Форуме, состоявшимся десять лет назад в городе Наха, Окинава. Текст публикуется без внесения корректив, авторский стиль переводчика сохранен на дату написания в 2008 году. Увлекательного и познавательного чтения!

Сергей Саркисянц (Переводчик-востоковед. Практик каратэ и кобудо)

- Полезная реклама -

———————————

Конно Сатоси — Каратэ, Окинава и Я (часть 2) »

Лекция опубликована в журнале The Ryukyu Forum Vol.186 за октябрь 2008 года. Перевод с японского языка Сергей В. Саркисянц. При использовании текста полностью или частично ссылка на источник и автора перевода обязательна. All Rights Reserved

Конно Сатоси (творческий псевдоним Конно Бин)

Родился в 1955 году на острове Хоккайдо. В 1975 году в университете Дзёти1 начал изучать каратэ-до стиля Сито-рю под руководством сихана Ито Сиро. В 1978 году, будучи студентом университета Дзёти дебютировал на литературной сцене и получил премию для дебютантов в категории «проблемный роман».

После окончания университета в 1979 году поступил на работу в компанию Toshiba EMI. С 1980 года начал изучать японское каратэ школы Дзёсинмон у сихана Икэда Хосю. В 1981 году покинул компанию Toshiba EMI, и полностью посвятил себя писательской деятельности. С 1999 года руководит школой Каратэ-до Конно-дзюку.

В 2006 году за роман «Тайное расследование» получил премию Ёсикава Эйдзи в категории «дебютант». В 2008 году за роман «Решительность. Тайное расследование 2» — премию Ямамото Сюгоро и премию Японской Ассоциации писателей детективных романов. В настоящее время публикует в вечернем выпуске газеты Рюкю Симпо роман «Воин Сару»2. Директор Японского пен-клуба,  постоянно действующий директор Японской Ассоциации писателей детективных романов.

Лектор: г-н Конно Бин

писатель, автор романа «Воин Сару», который в настоящее время публикуется в вечернем выпуске Рюкю Симпо

Добрый день. Позвольте представиться — меня зовут Конно Бин. Мне доводилось слышать, что выступления в рамках Рюкю Форума часто оказывались очень полезными. Должен извиниться, но мое выступление не принесет вам совершенно никакой пользы. Мне бы хотелось, чтобы вы слушали его с легкостью, словно для лучшего пищеварения после хорошего обеда.

Тема моего выступления: «Каратэ, Окинава и я», а начать его мне хотелось бы с рассказа о том, как я познакомился с каратэ.

Как уже говорил председатель форума, прошло уже более 30 лет с тех пор, как я стал писателем, однако моя биография в каратэ немного длиннее — около 35 лет. Вначале я расскажу о том, откуда у меня возникло желание заниматься каратэ. Это произошло в те годы, когда я учился в младшей — средней школе. По телевидению шел американский сериал «Зеленый Шершень». Главный герой сериала — Зеленый Шершень — был не слишком привлекательным персонажем. Чего не скажешь о другом действующем лице — его водителе-ассистенте по имени Като, которого играл знаменитый Брюс Ли. Тогда техника Брюса преподносилась как каратэ. Это было довольно давно, а в те времена никто толком не мог отличить китайское кэмпо от кунг-фу или каратэ. И Брюсу Ли часто доставались роли каратистов.

Вот почему мне так захотелось попробовать себя в каратэ, но тогда я еще жил в глубокой провинции на острове Хоккайдо, где в то время еще не было додзё, в которых преподавали каратэ. Понятно, что шансов позаниматься каратэ в младшей и средней школе у меня тоже не было. Отец время от времени практиковал кэндо, поэтому в средней школе меня записали в секцию, где я изучал кэндо. Тем не менее, где-то внутри меня по-прежнему горело желание научиться каратэ.

На фото Конно Сатоси и автор статьи Сергей Саркисянц. Токио, Мегуро, 2004 год.

Начало. Сито-рю

Был в то время один молодежный журнал, в котором печатали комиксы «Каратэ Бака»3 — тогда они пользовались бешеной популярностью. Первоисточником было произведение Кадзивара Икки, а рисовал комиксы большой мастер манга4 Цунода Дзиро. Как вы помните, то было время Ояма Масутацу, и мы его просто боготворили. К тому моменту, как я перебрался в Токио, случился настоящий бум Кёкусинкай, и я уже стал подумывать о том, чтобы начать заниматься этим стилем. Правда, от рождения я был довольно слабым и робким. «Мы тут сумасшедшие тренировки проводим — тебе не подойдет» — сказали мне, на что я простодушно согласился, ответив лишь: «Да, пожалуй…», и еще какое-то время моей жизни прошло без каратэ.

Как раз тогда я провалил вступительные экзамены в университет и посещал подготовительные курсы, чтобы поступить на следующий год. И волновало меня совсем не каратэ – нужно было, во что бы то ни стало, готовиться к экзаменам. Через какое-то время я поступил в университет и попробовал разузнать, нет ли в нем случайно секции каратэ. Университет Дзёти, в который я поступил, в действительности довольно слабый ВУЗ, но на кафедре физического воспитания оказалась секция каратэ. Правда, было в ней всего три человека. И когда я попробовал спросить: «Какой у вас стиль?», мне ответили: «Какой там, все трое кто во что горазд. У одного — Годзю, у другого — Сёрин…» Никуда не годится, решил я, продолжая тем временем по-прежнему слоняться без дела. Однако в университете оказалась еще одна группа, практиковавшая каратэ, но это был не клуб — скорее общество любителей, а занимались они стилем Сито-рю.

Это стиль, созданный Мабуни Кэнва, для названия которого он взял первые иероглифы от имени сэнсэев Итосу Анко  и Хигаонна Канрё. Пойти что ли туда, подумал я, но как уже говорилось ранее, от природы человек я робкий, и мне все никак не хватало духу вступить в организацию каратэ. Пока суд да дело, не успел я поступить в университет, как с первого взгляда влюбился в красавицу из моей группы. Но она с легкостью меня отшила. И тогда я словно превратился в какого-то мазохиста. Мне страшно захотелось подвергнуть свое тело каким-нибудь мучениям, и в итоге я вступил в секцию каратэ Сито-кай. Так что выходит, что поводом для начала моих занятий каратэ послужила такая банальная причина, как несчастная любовь. С этого и началось мое каратэ.

Делаю макивару

Задолго до этого, еще во времена младшей школы, я подумал, неужели я не смогу хоть как-нибудь заниматься каратэ, и хотя никаких руководств тогда еще не было, немного поразмыслив, я открыл словарь Хякка Дзитэн, в котором было написано: «Каратэ – вид боевого искусства, распространенный на Окинаве». И еще было написано: «…бьют по макиваре». Раз так, подумал я, если я буду бить по макиваре, то тоже стану каратистом, и хотя я понятия не имел о том, как ее сделать, кое-как я все-таки ее соорудил. Вырыл в земле яму, вкопал доску, обмотал веревкой, ударил…и она сразу повалилась. «Странно…» — подумал я, вкопал еще раз и снова ударил. И снова свалилась. Сколько ни пробовал повторять — одно и то же. Короче говоря, та часть, которую я вкапывал, была слишком короткой, поэтому основание макивары было слабым. Потратив целый день, я сделал новую, начал по ней бить и она через несколько секунд просто сломалась… Очень хорошо я запомнил то чувство разочарования от постигшей меня неудачи.

Так и случилось, что с таким вот горьким опытом и горячим желанием я начал в институте заниматься каратэ. Раз мы студенты, то во главу угла тренировочного процесса поставлено участие в соревнованиях в качестве спортсменов. Тренировки поединков кумитэ, а если ката — то ката соревновательные. Ката, где в блоке «сюто-укэ» пальцы рук вытягиваются в струны. Ката, где удары «цуки» нас заставляли бить прямой рукой, не сгибая запястье. Вдобавок ко всему, хотя в университете я, в сущности, занимался каратэ три года, не припоминаю, чтобы мне доводилось побеждать в поединках на так называемом «синдроме подъема». Как кумитэ – так тут же вскакиваю, и что я делал до того момента, как закончился бой и я сошел с татами, ничего толком не помню, — вот и все, что отложилось у меня в памяти.

Видимо, из-за того что мои серьезные успехи приходились на учебу, и я вполне довольствовался этим, в университете я перестал заниматься каратэ. Результатов у меня тогда особо не было, и возможно, поэтому я не был настолько сильно увлечен тренировками. Но внутри меня по-прежнему все еще продолжало что-то гореть.

Сёрин-рю Дзёсинмон

Как уже говорил председатель форума, любезно представляя меня, окончив университет, я поступил на работу в компанию Toshiba EMI. В компании по случаю оказался сотрудник, занимавшийся в то время каратэ, и от его организации однажды поступило приглашение: «Слушай, а не прийти ли тебе к нам ради развлечения?» Я решил заглянуть. Оказалось, что это додзё школы Дзёсинмон традиции Сёрин-рю. И вышло так, что я стал одним из членов этой организации и начал обучение под руководством сэнсэя Икэда Хосю. Это была действительно важная для меня встреча. С той поры я стал изучать у сэнсэя каратэ, а затем и бо-дзюцу.

Чего только не произошло с тех пор.

Каратэ – это значит, что ты не просто часть организации. Каждому члену организации приходится выполнять разные функции. И это отнимает массу времени. Стоит сэнсэю сказать, что он будет проводить чемпионат мира, как все члены организации само собой привлекаются как волонтеры.

К примеру, приехало из разных стран более 200 спортсменов. Бизнес-отель, в котором их поселили, превращается в «олимпийскую деревню», а мне сэнсэй говорит: «Старостой «деревни» будешь ты!»

В такие времена бывало, что я неделями не появлялся дома. Приходилось решать различные вопросы: от встреч-проводов спортсменов до составления графика чартерных автобусов, перевода, сбора взносов, рассмотрения жалоб и претензий. А претензии случались разные. Один участник приходит и заявляет: «Включи-ка видео для взрослых!» Это выходит за рамки приличий, поэтому в здании приходилось выключать все видео. Отказал, а случалось, и снимать запреты приходилось, чего бы мне это ни стоило.

Столкновение с Окинавским Каратэ

Целыми неделями не бывал я дома и совершенно выбился из сил. Это был 1999 год. До упомянутых событий и некоторое время после я был абсолютно уверен, что то, чем мы занимаемся, и есть каратэ. Но как-то раз мне представилась возможность посмотреть видеозапись, на которой ката выполняли ученики сэнсэя Накадзато, который живет в деревне Тинэн и преподает каратэ Сёрин-рю традиции сэнсэя Кьян Тётоку. У меня был шок, словно меня молотом по голове ударили! Названия ката такие же, как и у ката нашей школы. К примеру, Сэйсан или Бассай, Вансю, Усэйси, Кусянку. Мы практикуем ката с такими же названиями, и порядок выполнения ката такой же. Однако содержание совершенно другое. Лаконично, сильно, просто – как я уже говорил, у меня было чувство, что меня чем-то хорошенько огрели.

Я был очень сильно удивлен, и во мне зародилось сомнение: «Так это и есть Окинавское Каратэ?! Тогда что же то, чем мы до сих пор занимались?». С тех пор я просто извелся. Вот уже 20 лет как я не жалея сил занимаюсь каратэ под руководством сэнсэя Икэда Хосю, а мои чувства вмиг переменились просто от просмотра видео. И вместе с непреодолимым желанием попробовать окинавское каратэ во мне зародился сильный интерес к тому, что же все-таки представляли собой ката каратэ, которые изначально практиковали на Окинаве? В итоге после долгих колебаний я отошел от традиции сэнсэя Икеда Хосю, решив самостоятельно исследовать окинавское каратэ. Отправной точкой, с которой я начал первые попытки своими силами докопаться до корней, стал 1999 год.

Основание Конно-дзюку

Идеи создавать организацию у меня не было. Я думал, будет неплохо, если я в частном порядке смогу тренироваться и заниматься исследованиями каратэ. Но когда я вышел из организации Дзёсинмон, несколько человек, с которыми мы вместе тренировались, сказали мне, что хотят продолжить заниматься вместе со мной, и поначалу я сколотил маленькую группу – всего 4-5 человек. Для удобства ей нужно было дать какое-то имя, и я решил, что раз организовал все это Конно, то «Конно-дзюку»[efn_notes]Дзюку (яп.) – частная школа, пансион. «Конно-дзюку» — «частная школа Конно»[/efn_notes], пожалуй, будет неплохо. Название организации родилось довольно легко – Каратэ-до Конно-дзюку, а если говорить о точной дате, то начали мы 1 октября 1999 года. Этот день я и считаю памятной датой основания.

Не успел я оглянуться, а в следующем году нам уже 10 лет. Сначала было всего пять человек, обратил тут внимание —  а членов организации уже больше сотни. Из-за большой загруженности не удается ни руководить толком, ни как следует самому тренироваться, и порой я даже подумываю, что придется еще урезать график – вот в таком примерно режиме мы сейчас и существуем.

Так что получается, что поводом для начала независимого существования Конно-дзюку стала видеозапись тренировок учеников сэнсэя Накадзато из деревни Тинэн.

С тех пор я стараюсь раз в год обязательно приезжать на Окинаву и встречаться с различными учителями. И так как этого явно не хватает, просматриваю также видеозаписи разных сэнсэев. Когда видео смотрит дилетант, он едва ли сможет что-то понять, но для человека, имеющего за плечами определенный опыт тренировок, просмотр видео действительно очень полезен. Кроме того, изучаю я и различные древние литературные источники.

Во всем этом, как мне кажется, большую роль сыграла моя работа. По профессии я писатель, и более того, мой жанр – «мистэри», детективный роман. У меня много книг, где в роли главного героя выступают полицейские, и где действительно очень важный момент – логические выводы. Когда я занимался исследованиями каратэ, где существуют разные ката с одинаковыми названиями, когда смотрел и сопоставлял такие-то ката, которые практикуют такие-то сэнсэи из таких-то районов, то мне удалось сделать вывод, которые из этих ката являются изначальными. И у меня появилась возможность вводить практику этих ката в свои собственные тренировки.

Например, ката Бассай – это довольно старая форма, у которой имеется масса вариаций. Только мне известно более десяти вариантов, у каждого сэнсэя эта ката немного, но отличается. В процессе долгих наблюдений мне удалось постепенно сделать вывод, который вариант является наиболее приближенным к изначальной форме. И само собой, во мне возникло сильное желание практиковать этот вариант ката.

То, что рождено на Окинаве, невозможно понять, не побывав на Окинаве. Я в этом твердо убежден. Это касается и каратэ: невозможно прочувствовать ни его дух, ни его первоначальный смысл, не побывав на Окинаве. Сейчас я это осознаю особенно четко.

Комфортная Окинава

Здесь я немного сменю тему. На этот раз разговор пойдет обо мне и об Окинаве. Я очень люблю Окинаву, вчера вот снова выпивал до поздней ночи. Авамори5 очень люблю. Собственно, прошло уже лет 20 с тех пор, как я впервые увлекся дайвингом, и не на основном острове, а на острове Ириомотэ. Как вы знаете, Ириомотэ – остров, где из видов отдыха кроме моря ничего больше нет. Все остальное – сплошные джунгли. Как-то по случайности на обратном пути я заскочил в город Наха – невозможно передать словами, что это была за атмосфера. Это было ощущение исключительного комфорта, которое я ни разу до тех пор не испытывал. Старые кварталы, центральный рынок Косэцу Итиба – не могу передать словами, как я полюбил эту атмосферу.

Сейчас настоящий бум маленьких островов, все едут туда в поисках девственной природы, а я, напротив, люблю такие места, как Наха, где сохранилась культура. С тех пор я стал приезжать сюда каждый год.

Сам-то я уроженец севера – острова Хоккайдо, и вдобавок во мне сильно чувство, которое часто называют «тягой к южным островам». В действительности у Хоккайдо с Окинавой много общего. Коренные жители Хоккайдо тоже называют жителей Хонсю «найти-но хито6». И я тоже с детства о Хонсю говорил: «Найти, Найти». Возможно, в таком вот мироощущении также кроется что-то, что нас объединяет.

Поначалу мне было действительно грустно от того, что я не понимал слов окинавских песен, но от приезда к приезду их смысл становился мне все более понятным. Много, очень много печальных песен. Люблю я и звуки сансина7, и кухню окинавскую тоже люблю. И я очень хочу понять печаль Окинавы. Господство Сацума8 над Рюкю 9, упразднение Королевства Рюкю и образование префектуры Окинава, Вторая Мировая война и последовавшая за ней американская оккупация — тяжкие испытания выпали на долю Окинавы – за это я тоже ее очень люблю.

Чем больше хожу – тем больше делаю открытий, каждый раз приезжаю и не только не теряю интерес, а напротив – мне кажется, что с каждым разом я влюбляюсь в эти места все больше и больше.  Думаю, что вряд ли бы я их так полюбил, если бы приехал сюда просто на экскурсию. Важно то, что я приезжаю сюда ради одной большой цели. Нет ли каких новых открытий в области каратэ, нет ли способа получше узнать каратэ – вот с какими чувствами я еду сюда. В районе Уэхара города Нисихара живет сэнсэй Хокама – человек, построивший Музей Каратэ. Приезжая, я обязательно стараюсь встретиться с ним. И еще. Каждый год, в каждый приезд я возвращаюсь домой и заезжаю возложить цветы на могилу сэнсэя Кьян Тётоку. Человек, который показал мне место, где находится эта могила – сэнсэй Хокама, и я от всей души ему за это благодарен.

Вот с какими чувствами я приезжаю на Окинаву. Не просто сакэ попить, отведать местных блюд и вернуться домой. Думаю, именно благодаря этому во мне продолжает жить желание глубже понять Окинаву.

Соревновательное каратэ

На этом я закончу разговор обо мне и Окинаве, и снова вернусь к разговору о каратэ. Говоря о каратэ, особенно о том, что произошло с ним после того, как оно проникло в центральную Японию, нужно отметить уход в соревнования, с акцентом на поединках. На Хондо10 каратэ приходит в 11 году эпохи Тайсё (1922 год). Тогда сэнсэй Фунакоси Гитин принял участие в открывшейся в Токио выставке, посвященной физическому воспитанию, чтобы представлять на ней каратэ, и объявил о показательных выступлениях. Глава Кодокан11, сэнсэй Кано Дзигоро, увидев эти выступления, сказал: «Это интересно! Хочу, чтобы ты преподавал это в Кодокан», и Фунакоси пришлось задержаться. По этой причине Фунакоси остался в Токио, а каратэ начало распространяться в университетской среде.

Студенты того времени представляли элиту общества, а преподавались тогда в основном европейские дисциплины. Поэтому каратэ также пытались осмыслить с позиции западной спортивной теории. Студент молод и должен успеть показать результат за 2-3 года, поэтому объем нагрузок заметно возрастает по сравнению с тем привычным укладом тренировок каратэ, существовавшим до сих пор на Окинаве. Как следствие, студенты получают большую нагрузку, а система тренировок начинает строиться с упором на развитие мускулатуры – все как в европейской теории.

Сэнсэй Фунакоси, в действительности, сопротивлялся до последнего, а тем временем уже начинают практиковать поединки кумитэ. А это значит, что начинаются и бесконечные споры о соответствующей силе, о том, кто сильнее, кто победил. С началом поединков, так как решение об исходе схватки вычисляется по школьной системе оценок, нежелание проиграть толкает людей на еще более изнуряющие тренировки. В итоге тренировки становятся все более изматывающими — лишь бы победить в поединке, и кондиции тела потихоньку-потихоньку начинают ухудшаться.

Обратите внимание: то каратэ, которое изначально существовало на Окинаве, и то, что называют «каратэ» на Хондо, постепенно становятся совершенно разными вещами. Выходит, что каратэ, которое я изучал со студенческих пор, было каратэ японским, и когда мне говорят о том, что каратэ – это каратэ, оно везде совершенно одинаковое, то тут с водой мы и ребенка выплеснем. Я уверен — каратэ бывает совершенно разным!

Это – Культура!

Так в чем же разница? Одно из отличий, благодаря которому я могу бесконечно продолжать заниматься: каратэ — это культура. Я поймал себя на мысли о том, что как и окинавские народные песни, «сима-ута12», национальная кухня и местное сакэ «авамори», каратэ – это богатейшая культура.

Меня часто в шутку спрашивают: «Каратэ – это борьба? Каратэ – это Будо?» С уверенностью отвечаю: «Каратэ – один из видов традиционного искусства!» И добавляю: «Традиционное искусство, но довольно сильное!» Я стал четко осознавать, что каратэ является одним из звеньев цепи под названием культура.

Еще сильнее я это ощутил, когда смотрел традиционный окинавский танец. В нем есть движения, которые так похожи на движения в ката традиционного каратэ!

Многое мне объяснял мой хороший знакомый, который сам занимается танцами, и в первый раз у меня было чувство, что еще немного – и мы увидим  каратэ.

Если конкретно, то разговор шел о «гамаку»13 и «тинкути»14. Судя по всему, в окинавском традиционном танце этому действительно уделяют большое внимание, но мне доводилось слышать, что изначально «гамаку» и «тинкути» часто использовались и в каратэ. Поэтому, как мне кажется, изучая ката каратэ без понимания того времени, когда были созданы окинавские ката, не приведет к пониманию их изначального смысла.

Скажем, всего один пример – ката Кусянку, которое выглядит вот так. (демонстрация ката Кусянку). Другие ката содержат большое количество симметричных движений – как вправо, так и влево, но в Кусянку руки ставятся только на одну сторону. Левая рука ставится вот так.

Сегодня я был готов вести разговор о каратэ, но мое выступление удостоили своим посещением глава Рэнгокай и другие известные люди, поэтому мне довольно сложно что-то демонстрировать (шутит). Позвольте, я все-таки соберусь с силами и сделаю.

Я постоянно думал о том, почему же Кусянку только на одну сторону. Как-то раз мне объяснил это один знакомый окинавец: «В древности, когда завязывали прическу «канпу»15, мужчины обязательно наклоняли ее на левую сторону». И тогда я понял. Отводя руку, пытающуюся ухватить «канпу», проводили контратаку. Я впервые понял, что правая рука противника, пытаясь схватить наклоненную на левую сторону прическу «канпу», может сделать это только с левой стороны.

Выходит, что если не знать истории Окинавы, ее обычаев и общей картины той эпохи, то и смысла ката уловить не удастся. С тех пор я с еще большим рвением стал стремиться на Окинаву.

Обязательный предмет в Педагогическом колледже

Когда у меня дома прозвенел звонок, и мне предложили выступить на Рюкю-Форуме, я несколько раз повторяя, ответил: «Еду, еду, еду…» Мне сказали, что этому выступлению следует придавать особое значение, и я сразу проглотил крючок вместе с наживкой. Вот так — раз есть о чем поговорить, то я тут же еду на Окинаву.

Честно говоря, я не большой мастер по части выступлений, и мне хотелось бы многое обсудить с вами вместо того, чтобы произносить здесь речь в одиночестве, поэтому я еще немного продолжу, а затем мы пообщаемся друг с другом в формате пресс-конференции. Тогда я с радостью отвечу на все ваши вопросы. Итак, позвольте продолжить разговор.

Разговор шел о каратэ как о культуре. Я стал чувствовать, насколько глубокое это явление – каратэ. Например, каратэ, которым мы все занимаемся – если разделить его на большие группы, то это Сюри-тэ, Наха-тэ и Томари-тэ. Я попытался выяснить, как и откуда появилось Сюри-тэ. И выяснил, что первоисточником был человек по имени Сакугава Канга, живший в 1700-е годы в эпоху Эдо16, которого прозвали «Ту-Ди Сакугава»17. Имеются записи о том, что изначально на Окинаве борьбу и все, что с ней связано, называли «Ти»18. Существовало множество видов Ти, и Сакугава Канга, после того, как побывал на учебе в Китае, ввел приемы китайских боевых искусств в свой вид Ти. Потому-то он и получил прозвище «Ту-Ди Сакугава».

Среди его учеников был человек по имени Мацумура Сокон. В 1609 году Королевство Рюкю подверглось оккупации кланом Сацума, и воины того времени были вынуждены ездить на учебу в Кагосима19. Где изучали Дзигэн-рю20. Мацумура Сокон, изучив Дзигэн-рю, вернулся домой, после чего в искусство, изначально предполагавшее бой голыми руками, проникли принципы кэндзюцу21. Если попробовать глубоко исследовать стиль, который называют Сюри-тэ, то мы увидим, что в действительности он содержит множество приемов против меча. Поговаривают, что причина в том, что в качестве воображаемого противника в то время представляли адепта Дзигэн-рю из Сацума.

Таким вот образом и возникло раннее Сюри-тэ. Одним из учеников Мацумуры был Итосу Анко, и это искусство постепенно начинает распространяться. В эпоху Мэйдзи оно еще не называлось «каратэ», его называли «Ту-Ди» или просто «Ти».

Тогда же, в эпоху Мэйдзи, это искусство впервые вводится в реестр обязательных предметов в двух учебных заведениях: Иттю (в настоящее время – Высшая школа Сюри) и Педагогическом колледже. Это случилось в 38 году эпохи Мэйдзи (1905 год). Тогда правительство потребовало, чтобы название данного искусства произносили в стиле Ямато22, поэтому «Ту-ди» переименовывают в «каратэ». Фактически, в то же время для написания слога «кара» начинают использовать иероглиф «пустота, небо». Однако это не было повсеместным явлением. Кто-то оставил для «кара» иероглиф, означавший «Танский Китай» — так появилась «Танская рука».

Конно Сатоси — Каратэ, Окинава и Я (часть 2) »

  1. Дзёти Дайгаку (яп.) – христианский Университет Святой Софии
  2. речь идет о Мотобу Тёки, получившего прозвище «Мотобу Сару»
  3. Бака (яп.) – дурак, олух, болван, дурень; вариант перевода названия – «Дурень-Каратист»
  4. Манга (яп.) – жанр комиксов, характерный для Японии
  5. Авамори (окинав.) – традиционный алкогольный напиток островов Рюкю, в н.в. – территории преф. Окинава
  6. Найти-но хито (яп.) – «люди внутренних земель», здесь – жители центральной Японии
  7. Сансин (окинав.) – традиционный окинавский трехструнный инструмент
  8. Сацума (яп.) – влиятельный феодальный клан острова Кюсю
  9. Рюкю (окинав.) – королевство, просуществовавшее на территории островов архипелага Рюкю с 14 века н.э. до 1872 года (5-й год эпохи Мэйдзи), в н.в. – префектура Окинава
  10. Хондо (яп.) – «основные земли», остров Хонсю
  11. Кодокан (яп.) – центр изучения и преподавания дзюдо, основанный «отцом» дзюдо Сэнсэем Кано Дзигоро в 1882 году (15-й год эпохи Мэйдзи)
  12. Сима-ута (яп.) – «песни островов», жанр традиционной окинавской песни
  13. Гамаку, Тинкути (окинав.)  – базовые принципы передачи импульса силы в традиционном окинавском каратэ
  14. Рэнгокай (сокр. яп.) – организация «Окинава-кэн Каратэ-до Рэнгокай», Объединенный комитет каратэ-до префектуры Окинава
  15. Канпу *(окинав.) – вид традиционной прически
  16. Эдо Дзидай (яп.) – эпоха Эдо, 1603-1867 гг.
  17. Ту-ди Сакугава (окинав.) – «Сакугава – Танская (Китайская) Рука»
  18. Ти (окинав.) — рука
  19. Кагосима (яп.) — город на юге о-ва Кюсю, в прошлом – столица клана Сацума
  20. Дзигэн-рю (яп.) – одна из наиболее традиционных старых школ японского фехтования на мечах
  21. Кэндзюцу (яп.) – традиционное фехтование самурайским мечом
  22. Ямато (яп.) – древнее государство на территории современной Японии, образец идеального государства для Японии начала ХХ века. В данном случае речь о японском прочтении иероглифов (т.н. «кун-ёми»)
- Полезная реклама -
Аватар
Сергей Саркисянцhttp://ms-karate.com
Переводчик-японист, практик каратэ-до и кобудо.

Новые статьи

Ката. Старый подход vs новый подход

Кто никогда этим не занимался, или занимался недостаточно, никогда не поймёт для...

«Каратэ» vs «Убойная команда». Няшное каратэ из Южной Кореи

Корейское кино представлено очень крутыми режиссерами, поэтому, говоря о корейцах в кинематографе,...
- Полезная реклама -

Что делать после получения черного пояса?

Заветной целью большинства начинающих каратистов является достижение уровня и, собственно, получение черного...

«Каратэ — это безупречное оружие». Интервью с Ольгой Глушковой.

"Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят", пишет в...

Хейан Шодан. Самое популярное ката в мире

Не смотря на всю простоту это ката не стоит недооценивать и забывать...

Возможно ли изучить каратэ?

Для меня боевые искусства привлекательны тем, что они бесконечны в плане возможного...
- Полезная реклама -