fbpx
Вторник, 28 сентября, 2021

Анджей Ларнавский. Были ли в Европе свои боевые искусства?

- Полезная реклама -

За всей киношной мишурой, породивший в наших умах волшебный образ восточных единоборств, мы как-то утеряли из виду европейские боевые традиции. Мне кажется, время пришло, «открыть Европу» снова и в этом мне поможет  Анджей Ларнавский — автор блогов про историю фехтования и холодного оружия (кому интересна историю холодного оружия, после прочтения интервью, переходим по ссылкам).

Автор знает не по наслышке то, о чем пишет)))

Автор знает не по наслышке то, о чем пишет)))

Здравствуйте!

С появлением интернета, мы стали больше узнавать об истории, о воинских искусствах, правда, не всегда качественную информацию. Тем не менее, в той же области боевых искусств, многие открыли для себя, что Запад не только не уступает, но и даже может назваться «старшим братом» в вопросе зарождения систем рукопашного боя.

А что же известно о рукопашных схватках из европейской древности?

Давайте определимся сразу: мы ведем речь именно о РУКОПАШНЫХ схватках, то есть без оружия, или все-таки с оружием? Дело в том, что бои без оружия, исключая спорт и борьбу скорее для развлечения, в древности не были распространены. Начиная с изобретения самых древних видов оружия — копья, топора и лука — человек предпочитал «решать вопросы» именно с их помощью.

- Полезная реклама -

Для нашего вида это естественно. У нас нет когтей, нет больших клыков, поэтому только оружие дает нам какое-то преимущество в бою. Если проанализировать то, что нам известно о чисто рукопашных техниках, то выяснится, что все они — хоть восточные, хоть западные — сложились либо в сильно поздние, близкие к современным времена, когда с оружием ходить по улицам было уже по тем или иным причинам затруднительно, либо являются некими «техниками отчаяния», как окинавское карате, призванными компенсировать… Что? Отсутствие оружия!

Самый древний из описанных в истории поединков — это, пожалуй, бой египтянина Синухета (Синухе) с неким бойцом из загадочной «страны Ретену», располагавшейся примерно в районе нынешней Сирии. Он известен из «Сказания о Синухе». Произошел этот бой около 4 тысяч лет назад, и происходил так: вначале воин Ретену метал в Синухета дротики, от которых тот увернулся, затем египтянин метнул свой дротик (или выстрелил из лука — переводы разнятся) и попал противнику в шею. После чего преспокойно добил его топором.

Как понимаете, о каких-то сложных изысках в стиле «встать в позу воспаряющего дракона и атаковать противника «клювом ястреба» говорить тут совсем не приходится. Обстрел метательным оружием примерно с 20-30 шагов и переход в ближний бой — вот обычная тактика древности. Кстати, если проанализировать Гомера, удивительно точного в некоторых вещах, то примерно по этой же схеме происходили и схватки ахейцев с троянцами под стенами Трои.

Какое влияние на формирование античных систем боя голыми руками оказал Ближний Восток? Месопотания, Древний Египет могут похвастаться упоминаниями о самых ранних системах борьбы и бокса в истории человечества.

Месопотамия… Это шумеры с аккадцами, что ли?) Именно они были примерными современниками древних египтян. Хотя тут любой историк сразу придерется к формулировке — каких «древних»? Древнего Царства, Среднего или же Нового?

Но в любом случае… Скажу так: о воинских искусствах Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона мы знаем сейчас до обидного мало. Древние об этом почти ничего не писали, их совершенно не волновала конкретика боя. Они в основном формулировали так: царь такой-то пошел войной на царя такого-то и победил либо проиграл. Тут еще надо учитывать, что в совсем древних обществах единственным полноценным человеком часто считался только царь (вождь). Остальные, в том числе воины, были как бы его придатками. Поэтому войны часто описывались с позиций победы или поражения конкретно царя, его же воинам внимания не уделялось почти никакого.

Кроме того, древние часто делали записи либо религиозного, либо хозяйственно-бытового толка, но, повторюсь, почти совершенно не описывали, как, с их точки зрения, необходимо драться. Поэтому, как говорится, источников — нет-с, исключая косвенные.

У египтян примерно эпохи Среднего и Нового царств, как мы можем предполагать, существовало нечто вроде спортивного фехтования. Удары наносились короткими палками и отбивались дощечками, привязанными к предплечьям. В некоторых храмах сохранились барельефы, изображающие такие поединки:

Обратите внимание: фехтовальные палки имеют развитые гарды почти современного облика))

Также, если судить по барельефам, у египтян ближе к эпохе Нового царства существовал и какой-то вид борьбы, но о его применимости в боевых целях, приемах и правилах судить с нашей колокольни сложно. Вообще борьба в Древности была всегда скорее спортом, чем боевым искусством.

В Древней Греции было несколько видов борьбы, включая знаменитый панкратион — что-то вроде нашего ММА. Профессиональные спортсмены были очень уважаемы в обществе. Но вот в бою основным оружием древнего эллина были копье (у гоплита) и праща (у вспомогательного бойца — пельтаста). При этом никаких источников информации о существовании у греков фехтования на боевом оружии у нас нет.

Кое-кто из них, например знаменитый писатель и наемник Ксенофонт, вообще говорил, что человека нет необходимости учить тыкать копьем. Это умение, дескать, даровано ему от природы. А Ксенофонт воевал всю жизнь, что-то в этом вопросе он да понимал…

У римлян популярность борьбы несколько снизилась, зато в эпоху расцвета Империи возникла мода на «гражданское», бездоспешное фехтование, преподаваемое учителями из гладиаторов-вольноотпущенников. Но о степени его распространения и популярности у нас сейчас опять-таки мало информации, ее также почти нет об используемых тогда приемах. Ну, кроме описаний реальных поединков — вот здесь, если абстрагироваться от античного многословия, можно выудить кое-какие сведения. Правда, они все будут косвенными…

Принято считать, что в средние века многие достижения человеческого гения были утеряны, в том числе и боевые искусства. Но насколько это утверждение верно? Насколько я знаю, средневековье изобиловало школами фехтования, а так же техниками борьбы.

Вот как раз-таки боевые искусства — то, что жители Средневековья создавали самостоятельно. В этом вопросе они просто не могли опираться на античные техники — за почти полным отсутствием последних.

Но при этом основная роль опять-таки отводилась холодному оружию: копью, мечу, кинжалу. Пешком, на коне, в доспехах и без доспехов (сие есть большая разница). Большинство средневековых трактатов по фехтованию куда больше времени уделяет, например, конному бою, чем борьбе без оружия. 

Приемы, связанные с «чистым» рукопашным боем, тоже описывались, но в основном где-то в конце трактата. И были не очень многочисленны. В основном они сводились к приемам борьбы, рассчитанным на то, чтобы взять противника в плен, а не вырубить или убить его голыми руками. Один из самых древних (и самых, как ни странно, понятных современному читателю) таких трактатов — это трактат Фиоре де Либери «Цветок битвы» 1408 г.

И то приемы рукопашного боя, описанные в нем, в основном сводятся к тому, как голыми руками отбиться от человека с кинжалом или даже мечом. Это опять-таки «приемы отчаяния».

Что же говорить именно о фехтовальных школах, включающих в себя и бой на холодном оружии, и приемы схватки без него, то… Они начинают появляться (в трудах отдельных мастеров) примерно во второй половине XIV века. Вообще говорить о европейской фехтовальной школе как таковой — не совсем корректно. Школа подразумевает (как в Японии в эпоху Эдо) определенные общие стандарты обучения, общие базисы, связь между мастерами из разных мест, обучающих сходным техникам, наконец — массовое обучение, как в той же Японии. В Европе не было именно этого — массовости. Большая часть годных фехтбуков, как фехтбуки того же де Либери или Тальхоффера, были созданы своими авторами для обучения конкретного человека — как правило, сюзерена автора. Они не предназначались для широкого распространения. Есть исключения вроде труда основоположника немецкой традиции фехтования герра Лихтенауэра, но его «Цеттель» написан в стихотворной форме и зашифрован не хуже катренов Нострадамуса. Даже если у вас есть хорошая современная фехтовальная подготовка, но нет навыка расшифровки заковыристых средневековых текстов, вы в том «Цеттеле» мало что поймете))

Поэтому относительно Европы корректнее говорить о традициях фехтования: итальянской, немецкой, испанской, более поздней французской и т. п., чем о школах. Традиция здесь — это некий набор основополагающих элементов, приемов и техник, с которыми была согласна большая часть фехтовальных маэстро, живущая приблизительно в одно время на сравнительно небольшой территории — ну, скажем, в Северной Италии. Но это не «школа» в том понимании, как принято на Востоке.

Это, ребята, круче, чем всякое кобудо там. Старушка Европа многим может удивить, но фехтование на косах, это самая лютая штука, то я видел. Спасибо Паулю Гектору Майеру, что мы сегодня помним об этом виде фехтования сегодня

Это, ребята, круче, чем всякое кобудо там. Старушка Европа многим может удивить, но фехтование на косах, это самая лютая штука, то я видел. Спасибо Паулю Гектору Майеру, что мы сегодня помним об этом виде фехтования сегодня

Обучение боевым искусствам в Европе вплоть до XVI – XVII века было индивидуальным. Только к середине шестнадцатого столетия начали появляться фехтовальные школы с классами для занятий одновременно многих учеников, фехтовальные братства вроде «марксбрудеров» и «федерфехтеров» в немецких землях, где практиковалось более-менее массовое обучение. Кстати, вовсе не обязательно дворян: тогда фехтование было в большой моде и среди мещанского сословия. «Братство святого Марка», марксбрудеры, состояло в основном из зажиточных ремесленников, а его основные «политические противники», федерфехтеры, пополняли свои ряды из студентов. В Испании начали появляться школы «Дестреза Вульгарис», по поводу которых в своих трудах так и исходят ядом основоположники каноничной техники «Дестреза Вердадера» Карранса и Нарваэс, и т.п.

Но именно тогда же, к XVII веку, фехтование начало потихонечку превращаться из боевого искусства в спорт…

Бить кулаком считалось делом неблагородным, при чем и на Востоке тоже. У самураев не была развита ударная техника, практически отсутствовали удары кулаком. Когда же кулачный бой перестал быть простолюдинской забавой?

Очень поздно по историческим меркам — к восемнадцатому, а то и девятнадцатому веку. Это французский сават и английский бокс: других школ чистой «рукопашки» в Европе особо и не сформировалось.

Можно ли вообще говорить серьезно о каких-то системах боя голыми руками в старые времена, когда обиходе было холодное оружие?

Нельзя. Смысла нет. Человек с мечом или кинжалом всегда имеет преимущество перед человеком безоружным. Как говорил Василь Иваныч Чапаев в том анекдоте — «Куда им с голыми пятками да против шашки?»

И он здесь абсолютно прав. Несмотря на существование приемов борьбы с голыми руками против меча или кинжала, все это — «приемы отчаяния», рассчитанные на то, чтобы выиграть хотя бы пару секунд, отшвырнуть, отбросить противника при неожиданном нападении и выхватить свое оружие. А нож или кинжал в Темные века носил на поясе каждый, даже крестьянин. Мода на ношение ножей стала проходить к тому же XVI веку, когда в городах и деревнях стало хоть немножечко, но безопаснее.

Насколько меняется боевые искусства с развитием мореплавания? Бой на суше и на неустойчивой поверхности диктовали свои особенности ведения схватки с оружием и без него? Существовали ли техники боя при попадании в воду, борьбы под водой, как у спецподразделений ВМФ сейчас?

А это очень интересный вопрос. Абордажи, бои на палубах кораблей известны с самой глубокой древности, еще с тех же допотопных египтян. Однако по поводу каких-то особых морских техник боя источники молчат наглухо, как воды в рот набрали.

На сегодняшний день историческая наука не предполагает существования каких-то особых техник морского рукопашного боя. Более того: в самую «пиратскую» эпоху, в XVII-XVIII веках, судьба абордажа решалась в основном расстрелом противника из пистолетов. Тогдашний пират или военный моряк вовсе не обязательно хорошо рубился абордажной саблей. Он хорошо стрелял, и свободные деньги тратил обычно на качественные пистолеты и порох. Ну, те, что не пропивал в портовых кабаках…)

У каждого члена абордажной команды при себе в бою имелась минимум пара пистолетов. Минимум. Холодное оружие — уже на крайний случай, если не получилось подавить противника огнем.

Хотя известны случаи, когда на палубах кораблей даже дрались двуручными мечами. Это как раз предшествовавшая массовому распространению пистолетов эпоха — XVI век (пистолеты уже давно изобретены, но пока что весьма дороги):

«Алессандро прыгнул со своей галеры на вражеский корабль и напал на турок с двуручным мечом. Он рисковал погибнуть, ибо турки норовили ранить его в ноги, ибо остальное его тело было хорошо защищено. Алессандро, вращая двуручным мечом вокруг себя, разогнал и ранил множество врагов и смог повести своих людей за собой, захватив галеру.»

Описание эпизода битвы при Лепанто в 1571 году, от историка Джованни Болелло, труд «I Capitani» (1607 год). И этот случай далеко не единственный, эспадоны и цвайхандеры тогда знатно погуляли по головам турецких матросов…

Что же насчет схваток в воде и под водой… Это для Средневековья, Ренессанса и Нового времени нонсенс. Полный. Тогда даже моряки редко умели плавать, на кораблях не было спасательного снаряжения, зато в морях, особенно южных, типа Карибского, хватало акул и барракуд. Лучше уж захлебнуться сразу, знаете ли, чем дожидаться этих милых рыбок…

С каким бы из ныне известных видов единоборств, вы бы сравнили технику боя без оружия в древние времена в Европе?

Борьба вольным стилем, немного от MMA. 

Зачем нужно осваивать техники ведения боя с холодным оружием и без него в современное время? И нужно ли? Какую ценность играют единоборства на сегодняшний момент и играют ли вообше?

Насчет восточных единоборств не скажу — не занимаюсь ими ) Но вообще — и бой и холодным оружием, и «рукопашка» дают очень хорошую общую физическую подготовку, оттачивают скорость реакции и координацию, и в общем и целом повышают шансы уцелеть в обычной драке, хотя, разумеется, и ничего не гарантируют.

Техника боя для женщины от Ханса Тельхоффера

Техника боя для женщины от Ханса Тельхоффера

Самое главное, что дают любые боевые искусства — это психологическую подготовку. Способность больно ударить человека мечом (хоть даже и затупленным) и кулаком. Без этого… Ты можешь быть натуральным сенсеем с высоким даном по тому же кэндзюцу (японское фехтование в целом), но если ты не способен палкой в целях самозащиты отоварить на улице хулигана — грош цена и тебе, и всему твоему искусству.

Но вот степень «контактности» как раз во многих боевых искусствах очень разная. Очень.

Ныне популярные техники ножевого боя имеют под собой реальную практическую и историческую основу или это такой же новодел, как карате или айкидо, презентующие себя как практические системы боя?

Насчет карате я бы не был так уверен, что это прям новодел, но… ))

В целом — сейчас практикуется именно ножевой бой. С большим количеством режущих движений. А в Средние века, по крайней мере в Европе, бой был кинжальный. Если проанализировать источники, то выяснилось, что тогдашний боец предпочитал прямой колющий кинжал, держал его в 70% случаев обратным хватом, а удары наносил обычно сверху вниз. Это связано с большим распространением в Европе толстой простеганной одежды, которую очень непросто прорезать — но можно пробить уколом.

Какая эпоха ближе всего вам и почему и какая система ведения ближнего боя?

Насчет эпохи так прямо не скажу, у меня нет любимчиков в этой области. Меня интересует развитие холодного оружия и фехтования в мире в целом. Но что же насчет ближнего боя… Бой двуручным мечом за ближний считается? )))

- Полезная реклама -
Похожие статьи
- Полезная реклама -

Новые статьи