fbpx
Суббота, 16 октября, 2021

Чем боевые искусства Востока полезны на Западе?

- Полезная реклама -

Восток и Запад… эти понятия всегда были антагонистичными в культуре, философии и, конечно, политике. Неизменно противостоя друг другу, две крупнейшие парадигмы развития человека при этом неизменно интересовались друг другом, взаимно дополняя и обогащая «оппонента» во всех возможных сферах. Боевые искусства востока– та плоскость, в которой западный и восточный подходы пересеклись особенно явно, ведь здесь речь идет не об опосредованном противостоянии и столкновении, а о непосредственном – в войне, уличном бою или спортивном поединке. Обсудить эти боевые искусства Запада и Востока, их философию, этику, особенности преподавания и применения мы решили со спортивным блогером, писателем и практиком единоборств Николаем Сокиркиным.

Николай, мы хорошо знаем, что великие мастера Востока – Фунакоси, Ояма, Кано и др. были не просто спортсменами. Они – писатели, философы, интеллектуалы, создатели новых методик и систем. При этом и спортсмены, и тренеры тоже. На Западе, примерно в то же время, это было как-то проще — там рубаки рубились, а мыслители мыслили. Почему так и как правильнее?

На самом деле, образ мастера восточных единоборств как некоего уникума, сведущего во всем, что только создал человеческий ум, был создан, отчасти, в западной культуре, благодаря кино. То же самое и с образом восточных стилей, как некоего синтеза философии и боевого навыка. Если говорить именно о воинских искусствах, времен феодальных войн, в той же Японии или в Древнем Китае, то философов и философии там вы найдете не много.

Читайте также: Тебуев Мырза-Бек. От WKF к профессиональным боям »»

Чтобы философствовать, нужно время и, какая-никакая, но личная безопасность. Нужно время, чтобы все переосмыслить, теоретизировать. Собственно и все воинские трактаты, вроде «Хагакурэ» или «Книги пяти колец» появляются не раньше 16 столетия, когда начинается более мирный период, происходит романтизация прошлого, тогда же зарождаются красивые легенды о ниндзя, самураях и прочее.

Кано, Уэсиба, Фунакоси, тем более Ояма работали над своими системами, философией своих направлений в эпоху Мэйдзи (кроме Оямы, конечно), когда Япония начала выходить на международный уровень, одновременно с этим, создавая тот самый образ, который знаком нам теперь. Это было время прогресса, с учетом национальных особенностей. Это поддерживалось, это требовалось. Нужны были только люди, которые смогут подхватить запрос общества и государства, ими стали вышеуказанные деятели.

- Полезная реклама -

Это умаляет их достоинство?

Нисколько.

Были ли они настоящими бойцами… Здесь вопрос. Они были просветителями, может, неплохими борцами, каратистами, но их стиль, как правило, представляли именно «дуболомы», а вот переговоры вели, писали трактаты уже интеллектуалы – Кано, Фунакоси или Уэсиба.

Это не значит, что они были дилетантами, но, тем не менее.

Если говорить о западном мире. В частности, о Европе, то и воинские искусства там могут похвастаться своими трактами, философией и, уж точно, рыцарством. Не в той форме, не в таком размахе, но стоит вспомнить ту же античность с ее образом гармоничной личности, в которой знаменитые мыслители были и философами и ветеранами войн.

Об этом рекомендую почитать и послушать у В. Сечина, в его выступлениях на тему «Европейские боевые искусства».

Кстати, как пример, стоит привести трактат «Розовый куст войн», написанном французским королем для своего сына дофина, сказано, что рыцарь подобен доктору в других науках. Он о войне знает тот объём и ту глубину, которую необходимо знать юристу, или богослову, или медику. Это все датируется с рубежа XIV-XV вв (то есть раньше, чем самурайские кодексы в Японии).

Чем вам не «Сокрытое в листве»? Весь вопрос в том, как это все преподнести. В конце концов, в Европе было рыцарство, целое воинское и, одновременно, этическое учение. Предвкушая голоса «уверовавших» в непобедимость «шаолиня», отмечу, что рыцари не были идеальными блюстителями своих же порядков, но и преданность господину со стороны самураев тоже сильно преувеличена.

Что касается китайских единоборств, то ситуация с пресловутым Шаолинем схожа с политикой Мэйдзи, с той лишь разницей, что компартия Китая, сначала всех монахов репрессировала, потом, когда стал вопрос о создании «китайского бренда», их нашли, но никто ничего не смыслил в боевых искусствах.

Что касается моральных качеств занимающихся западными видами и восточными, то здесь совершенно никаких отличий нет. В СМИ постоянно приходится слышать о скандалах, как в среде боксеров, борцов, так и скандалы в среде каратистов, чего только стоят недавние новости о тренере-педофиле или о том, как некий тренер по окинавскому карате, Скалдин, кажется, избил тренера по спортивному карате Степанову. Ну и где тут дух «Сокрытого в листве»)))?

Восточные стили несут в себе определенную отсылку к этике и философии, но больше на уровне популизма.

Можно ли, однако, сказать, что каратэ, дзюдо или другие БИ Востока – больше, чем просто система быстрой и рациональной победы над противником – это системы воспитания, и физического, и духовного, и нравственного, в отличие от западных бокса или борьбы?

Я бы сказал, что они изначально именно системы воспитания. Если взять тоже самое карате, то оно генерировало и развивалось в среде сельских окинавских старост, которые обучались стилям Белый журавль и Пяти предков в Китае, в рамках факультативных занятий в конфуцианской подготовке. Насколько это было боевым, сложно сказать, в принципе, во всех странах мира аристократы любого уровня проходили какую-либо боевую подготовку, начиная от фехтования, заканчивая стрельбой или даже борьбой. Применять они это могли? Конечно могли. Но насколько это носило профессиональный характер… В конце концов, если брать ту же Японию, одно дело самурай, чье дело – война, хотя бы номинально, другое – сельский староста.

Тоже самое и с ушу. Даже в советских довоенных хрониках о среднеазиатских республиках, вы найдете упоминания о бродячих цирках, где выступали ушуисты, как сейчас выступают спортсмены на чемпионатах по таолу.

Я бы здесь разделял стили и направления. Большое влияние на практическую составляющую карате или ушу оказали американцы и европейцы, которые, в силу присущей Западу рациональности и практичности, не могли довольствоваться формальной стороной. Им нужен был результат и они его получали. Японцы и китайцы стали догонять западных единомышленников, создавая такие стили как саньда, кудо, косики и прочее.

Дзюдо ведь тоже задумывалось как система физического воспитания и популяризации японской культуры на международном уровне. О своем джиу-джитсу японцы благополучно забыли, редко, кто из современных японцев слышал о нем и услышал бы, если бы не бразильцы.

Карате, дзюдо и прочие – рабочие вещи, просто к ним нужен определенный, западный подход, чтобы они заработали.

Чем боевые искусства Востока полезны на Западе?

Насколько вообще рационально воспитание через спорт? Может быть это – удел школы, педагогики, а спорт должен заниматься только физическим состоянием организма – «Выше быстрее, сильнее»?

Я часто был свидетелем того, как спорт социализировал. Несмотря на то, что у простых обывателей боксерский зал не может ассоциироваться с этикой и моралью.

Я работаю с трудными подростками и должен сказать, что образ такого качка-хулигана сильно натянут. Да, среди профессиональных спортсменов хватает отморозков, но дело не в боевых искусствах. Спорт не панацея, академиков и философов, конечно же, он не воспитывает, но он требует определенной самодисциплины, целеустремленности, а значит, каких-то волевых и даже моральных качеств.

Если мы посмотрим на спортсменов, у которых сносило крышу, то чаще всего это происходило уже на пике их славы, когда они начинали пренебрегать ограничениями и правилами для спортсменов.

Достаточно популярная тема – философская составляющая в БИ… Но что значит – философия в боевых искусствах, и какова она? Насколько рационально постигать философию через удары и броски? Не проще и не рациональнее заниматься этим через теорию (книги, учеба) или практику (жизненный опыт)?

Я сам философ по образованию и даже писал научные работы и статьи на эти темы. И могу теперь уж точно сказать, что сильно натянуто все философское в боевых искусствах, да и в прочих сферах, с философией не связанных. Зачастую под нее подгоняют какие-то обрывочные знания, а то и вовсе религиозные концепции или даже эзотерику, в том числе и в боевых искусствах.

Постичь какую-либо философию через боевые искусства нельзя, но можно ею заинтересоваться. Все же, спорт, это целая наука, целая педагогика, чтобы быть хорошим тренером по тем же боевым видам, нужно знать и педагогику, и медицину, и психологию. Взрастить чемпиона не так просто, поэтому, к каким-то вещам через спорт, ты, тем не менее, придешь.

Что касается конкретно философии, то она уже «подтягивалась» в единоборства позже, теоретизировалась, зачастую, людьми далекими от боевых искусств, например, Такуаном Сохо. Опять же, в эпоху Мэйдзи карате откровенно «японизировалось» и «буддизировалось», в него привносили аспекты из дзен-буддизма.

Так что, заинтересоваться «высокими» вещами через спорт можно, но придется выбирать –  ты либо спортсмен, либо тренер, либо уж ученый.

Каким образом на боевые искусства востока оказали влияние религиозно-философские традиции? В частности, буддизм или дзэн-буддизм?

Есть несколько видов влияния. С одной стороны, это национальные виды борьбы, связанные с тем же синтоизмом, например сумо, то есть когда состязания носили ритуальный характер. С другой, это уже деятельность отдельных личностей по внедрению философских и религиозных аспектов, например, в случае с айкидо. Айкидо вышло из джиу-джитсу, воплотив в своей теории сектантский синтоизм Омотоо-рё. Или Шаолинь, о к котором уже говорилось – целая государственная программа реставрации «китайского образа», но будем откровенны, шаолиньские монахи, это – спортсмены, весь комплекс шаолиньской подготовки был разработан пекинским институтом физкультуры. Монахи же, занимающиеся религиозными практиками, никаких кирпичей не разбивают и кульбиты не выполняют.

Часто с реальными монахами путали наемных охранников, которых тоже брили, даже в монахи могли принять, но они не занимались религиозными практиками, да и к монастырской жизни имели косвенное отношение.

Косвенно философия даосизма и дзена оказывала влияние на тех же самураев или китайских воинов. Но напомню, что и среди крестоносцев были рыцари-монахи (члены духовно-рыцарских орденов).

Чем боевые искусства Востока полезны на Западе?

Мы знаем, что дальневосточная философия и религиозные традиции – и буддизм, и даже даосизм имели корни в Индии. Оттуда монахи приносили и первые приемы, первые боевые искусства и системы рукопашного боя. Почему в итоге мы не видим в Индии какой-то серьезной воинской традиции или спортивной составляющей в БИ? Йога есть, а БИ за исключением чего-то очень деревенского и маргинального практически нет…

Ну, про воинские традиции Индии, привнесенные монахами, однозначно не скажешь. Есть такие теории или даже легенды, но конкретного подтверждения нет. Наверное, ты имеешь ввиду Бодхихарму, но истории о его рукопашном бое и какой-то особенной йоге, это красивые мифы. Владел ли он чем-то, применял ли, не знает никто. Ровно как и ситуация с Буддой. Если он был из кшатриев, то точно что-то да умел, но нигде в буддийских источниках вы не найдете сцен рукопашных схваток Шакьямуни, когда он стал Буддой, да и до этого. Как бы не тиражировался образ монахов-воинов, все же нужно понимать, что «мухи идут отдельно, котлеты отдельно».

Что касается боевых искусств в Индии, то они там были и есть, у них есть своя национальная борьба, очень похожая на вольную. И я еще раз повторюсь, все дело как это преподнести, если над PR карате или ушу работала целая индустрия и, самое главное – Голливуд был той самой фабрикой, который заставил весь мир полюбить эти виды, то индийские виды единоборств остались в тени, равно как и тайский бокс до 80-х. Индия, это как Греция в Европе. Много ли сейчас мы слышим о Греции, а ведь Эллада создала всю западную культуру.

Конечно же, сильными бойцами или сильной армией, несмотря на численность, Индия вряд ли похвастается, но будем откровенны, много ли в UFC чемпионов из Китая и Японии? Они есть, японцы хорошо выступали в PRIDE, в К-1 неплохо, в Бусидо, то есть там, где они сами были организаторами и судьями. Сейчас есть азиатский аналог UFC, так что мы скоро узнаем об азиатских чемпионах.

Чжан Вэйли

Насколько важны в боевых искусствах медитативные практики, и как он реализуются на татами или в ринге? Могут ли они дать что-то БИ на Западе?

Это дело вкуса. Сейчас я предвкушаю возгласы хейтеров и «уверовавших» в свои стили, но я сам прошел путь от лютого традиционщика, к более трезвомыслящему адепту БИ. Я практиковал различные практики, имею степени по ци гун, занимался йогой, тай цзы и точно могу сказать, медитация является факультативным и, часто, сомнительным занятием. В нем надо знать меру.

На татами же и на ринге эти навыки реализуются также как и ваше умение разбивать доски с кирпичами или красиво выполнять ката.

То есть – никак.

Опять же, «мухи отдельно, котлеты отдельно». Вы можете поверить в свою непобедимость, раскрошив кучу кирпичей, у вас даже может быть супер сильный удар, даже некоторые практические навыки после многочисленных ката, ощущение спокойствия после медитации, но все это рухнет в одночасье при встрече, даже не с профессионалом, а просто с наглым и агрессивным противником.

Обидно.

А что поделать?

Но это не значит, что надо все забросить, и сжечь свое кимоно, убивать себя на тренировках по ММА или по греко-римской борьбе. Просто нужно трезво относиться к тому, чем занимаешься. мне и самому нравится каратисткий дух, даже айкидошные фишки, может даже с моими грепплеровскими навыками я смогу их применять, но не больше.

Что на твой взгляд  — самое полезное в БИ Востока, и что было аккумулировано и, возможно, следует аккумулировать Западом?

Мы говорили выше о популизме в вопросе этики и философии. Ну, несмотря на популизм, все же, вот эти вещи можно было бы взять. Этакий античный образ гармоничной личности. Особенно, если речь идет о молодых спортсменах. Пусть киношный, но образ самураев и мастеров кунгфу какое-никакое, а оказывал влияние. Другое дело, что ожидания не подтверждались, и боевого эффекта нет, но сам образ, в том числе, и меня заставлял проявлять определенный аскетизм, стремиться к разносторонности. Так что это стоило бы взять.

Ну и поведение в зале. Часто не хватает «старой школы», хотя я не люблю все эти стариковские брюзжания, но когда я начинал заниматься за мат в зале, всякие там шуточки, тем более, сидение в телефонах, можно было и получить наказание.

- Полезная реклама -
Похожие статьи

Мы переезжаем. Ищите наши статьи на zen.yandex.ru/budokarate

Новые статьи