- Полезная реклама -

Что не так с фильмами про единоборства?

Раньше, фильмы о боевых искусствах засматривались до дыр. Мы смотрели их с отвисшими челюстями. Оно и понятно — для всех это было диковинкой, включая самих режиссёров.

Если объективно посмотреть на те фильмы, то они очень даже себе наивны, но и прекрасны одновременно. Мы в это все искренне верили и восхищались. Была в этом некая магия. И можно быть только благодарными тем фильмам и той эпохе.

- Полезная реклама -

Овладев боевыми искусствами и повзрослев, мы начинаем видеть всю наивность старых фильмов, но не перестаём их любить за это.

Однако, время бежит, а «каратэшные» боевики, как ни странно, остаются всё такими же киношно наивными. Хотя сейчас, в отличии от времен видеосалонов, как мне кажется, именно адепты боевых искусств являются их основными зрителями. То-есть публика, которая разбирается в вопросе…

В итоге, признаюсь, можно сказать, сознаюсь, в последнее время я не могу переносить фильмы с боевыми искусствами. Я бы назвал это, каким-то осознанием, просветлением ))

Среди фильмов о боевых искусствах, я могу выделить от силы три, может – четыре. Я о них неоднократно писал: «Воин», «Красный пояс», «Левша». Вполне возможно и их я уже не смогут пересмотреть сейчас, но они хотя бы сочетают в себе и художественную сторону (это не просто боевики, но и спортивные драмы), и реалистичность боевых сцен.

Есть еще фильмы, к которым я отношусь с ностальгией, их можно пересмотреть, такие как «Фанат», «Непобедимый», боевики с Джеки Чаном, но это немного не то, о чём я хочу здесь рассказать.

Когда вдруг понял, что не переношу подобные боевики, я задался вопросом:

Почему?

Мы росли на них, я грезил мечтой заниматься каратэ, я смотрел их перед тренировкой, чтобы воодушевится, а теперь…

Все дело в осознании и понимании.

Для меня каратэ и любое другое восточное единоборство были святынями, пока я не стал в этом всем разбираться. И разбираюсь я не только потому, что сам занимался единоборствами, имел определенные статусы и регалии, а потому что я хорошо знаю всю эту «кухню», внутреннюю политику, историю школ, их особенности.

Пока ты на многое закрываешь глаза, будь это хоть единоборства, хоть религиозное или политическое убеждение, ты веришь в их непогрешимость. Стоит затаится хоть тени сомнения и все – карточный домик разваливается.

Тоже самое и с «каратэшнми боевиками».

Если не проецировать происходящее и сами сцены боев в жизнь, закрывать глаза, что так не может быть, все будет устраивать. Но я не могу заниматься самообманом. Поэтому многое в фильмах о единоборствах меня не устраивает. Я просто понимаю, что так быть не может в реальной жизни.

Что не так с фильмами про единоборства?

Но есть и исключения, когда можно закрыть глаза на откровенно киношные драки, только потому, что фильм очень хорош. Например, так с сериалом «Кобра-кай» — продолжением нашумевшей франшизы 80-х «Каратэ-пацан».

Но у меня вопрос к создателям фильма – вы делаете хорошее кино, ну делайте его во всем хорошим.

Ну, не тренируются так в секциях карате, да даже в секциях ММА такого не увидишь.

Ну невозможно отрабатывать удары головой в лицо друг на друге в полный контакт.

Да и много чего невозможно.

В том же «Фанате», где было показано не чистое карате, в начале, все же, демонстрируется более классический вид поединков по вадо-рю, только в полный контакт. И естественно и интересно.

Итак, я выделю несколько проблем фильмов про боевые искусства.

1. Почти все фильмы про боевые искусства – дешевка

Самая лютая дичь — это наивные драки, когда один раскидывает сотню профессиональных бойцов, да еще и по очереди, ибо только каратэшному богу известно, почему они просто все дружно его не отмудохают, а нападают по одному.

Что не так с фильмами про единоборства?

Нашумевший фильм «Ип Ман» я еще мог смотреть в начале, с трудом осилил середину, но когда в финальном бое, он сделал коронный удар Рафаэля из видеоигры на «Dendy», я понял, что не могу досмотреть этот фильм и смотреть его, в принципе, не буду никогда.

«Ип Ман» — типичное заказное кино.

Кинайцы, японцы, индийцы уже давно поняли, что именно нужно от них большому богатому белому мистеру.

Кто бы сейчас говорим о каком-то джиу-джитсу, если бы не Грейси с их зубодробительными турнирами?

Все, начиная от Дзигаро Кано и Уэсибы, заканчивая Оямой, ориентировались на европейцев и американцев, чтобы сделать свой вид спорта популярным.

Даже Уэсиба рассматривал айкидо как попытку сделать секту Омоото-рё понятной для западного мышления.

Но о чем я? О дешевках.

И дело даже не в драках, я уже сказал — если фильм хороший, бог с ними, мы не турнир по боксу смотрим. Но, почему-то, даже сейчас, создавая фильмы про каратэ и кунг-фу, режиссеры, словно специально упрощают всю художественную сторону, делают максимально шаблонный фильм.

Что не так с фильмами про единоборства?

Если это фильмы про кунг-фу, то все максимально округляют глаза, шумят, когда дерутся делают уйму ненужных движений, размахивают руками, ногами.

Если в фильме каратэ, то это максимум пафоса, стойки, а-ля Ван-Дамм и одинокий мастер, который против всех. На нем белоснежное кимоно и очень черный пояс.

Самое забавное, что многие адепты ушу или каратэ именно так и представляют свое единоборство.

Времена меняются, а поклонники нин-дзюцу (кстати, в реальности, забытого искусства), все бегают в черном трико (хотя сами ниндзя так, практически, никогда не одевались), и бросают сюрикены (хотя сюрикены не использовались как метательное оружие).

2. Ни создатели фильмов, ни их зрители не хотят принимать реальность

Выше я уже сказал, что времена меняются, а в кино все, что касается боевых сцен очень шаблонно. Даже фильмы про Рокки и его наследие, вышедшие в нулевые изобилуют сценами боксирования а-ля первые части «Рокки».

Ну, ладно каратэ, ушу, там все не понятно, много школ, но бокс. Ну, как можно изображать так бокс в кино, если все мы знаем как боксируют на ринге. Не бывает по другому, чем вы видите на спортивных матчах. Зачем все так искусственно портить.

3. Главные герои не соответствуют тому, что они делают в фильме

Женщина может победить мужчину, это мы видим и на примере грепплинга, стычках чемпионок по ММА и БЖЖ с уличными хулиганами, но это не тот случай, когда актриса хрупкого вида раскидывает отряд спецназовцев.

Или как в некоторых фантастических боевиках, хрупкая девушка со стертой памятью, вдруг переключается на режим берсеркера и дубасит какого-нибудь мужика.

Понятно, что это кино, но хочется уже видеть что-то более правдоподобное.

А сейчас модно всех главных героев известных франшиз менять на женщин. Ничего против не имею, с «Охотниками на привидений» вышло очень неплохо, но в серьезном кино, это не прокатывает.

В фильме «Каратэ» 2020 года хрупкая старшеклассница наводит ужас на местных хулиганов, так как она черный пояс по каратэ.

Так не бывает.

В жизни даже черных поясов девушек избивают неадекваты. Яркий пример – стычка между тренером по каратэ девушкой и тренером мужчиной по окинавскому каратэ, не поделившими зал. Этот придурок просто побил чемпионку в раздевалке.

Хотя, повторюсь, есть масса видео, в которых девушки одолевают мужчин, чаще всего, почему-то, это схватка по БЖЖ или грепплингу, реже по ударке.

Другой пример – мужчина размазня. Он остается таким же размазней внешне и по характеру, но крошит всех обидчиков к середине фильма или в конце.

Я понимаю, ограниченность по времени, но есть же грим, в конце концов, компьютерная графика, добавьте ему кубиков на пресс как у спартанцев, щетины что ли. Покажите изменения в его характере.

 Мы должны понимать, что он изменился, благодаря занятиям тем же каратэ или ММА.

4. Плохая подборка актеров

Это проблема присутствует не во всех фильмах, но вспомним те же советские боевики, когда видно, что актер ничего не смыслит в каратэ. Американские боевики тоже пестрят откровенной профанацией в этой области. Начинаешь задаваться вопросом, если это фильм посвященный боевым искусствам, зачем брать актеров просто подходящих по типажу или знаменитых, но не знакомых с боевыми искусствами?

Чтобы вытащить кино, я понимаю, другого шанса может и не быть, но можно подобрать, хотя акробатов или танцоров. Из них всегда классные герои боевиков получаются. Серебряков был акробатом. Певцов занимался танцами. Брюс Ли был чемпионом по ча-ча-ча. Джеки Чан учился в оперной школе.Ну, а Стивен Сигал вообще просто однажды решил, что он крутой мастер.

Эти ребята не бойцы, но у них отличная координация и растяжка. Все равно, как мы теперь понимаем, реальные боевые схватки, никому не нужны.

Я хочу видеть хорошее кино!

Сейчас – бум кино, поэтому смотреть тоже самое, что я видел в детстве, только в хорошем качестве, я не хочу.

Если это фильм про боевые искусства, я хочу видеть какую-то драму и реалистичные боевые сцены, пусть даже каратэшные, но реалистичные.

Спасибо за внимание.

Занавес.

Вам понравилась статься? Поддержите проект, чтобы мы и дальше могли радовать вас отличным контентом!

Nikolai Sokirkin
Nikolai Sokirkin
Писатель, публицист, колумнист журнала "Мир дзюдо"

Похожие статьи

Cамый главный враг каратиста и как с ним бороться

Аристотель сказал, что лучший способ изучить какое-либо искусство - это имитировать великое искусство. Он это называл словом мимезис. Винс Ломбарди пошёл ещё...

Спортсмены в политике

После очередного перла Исинбаевой стало ясно, что не только в Украине есть Кличко, нам тоже есть чем гордиться. Напомню, Исинбаева у нас,...

Старое каратэ для чего оно создавалось?

Говорят что в старину дрались лучше, что каратэ старинное было настоящим, а вот современное уже не то. Может оно конечно и так,...

2 КОММЕНТАРИИ

  • Евгений Булацескул

    В корне не согласен с тем, что в кино драки должны быть как в жизни. Это кино со своими правилами. Помню как я ругался от того, что в фильме «Движение вверх» данками завершается любая атака, но вот кроме меня это почему-то больше никого не бесило.

    Каратэ-фильмы умирают как жанр. Сюжеты уже даже не вторичны, а третичны, чтобы не сказать хуже. В хореографии боевых сцен уже сложно придумать что-то новое. Это с одной стороны.

    С другой, кому на фиг уже нужны мастера боевых искусств, когда на экране Крис Эванс (с помощью оператора и дублёра-каскадёра, конечно) легко побеждает чемпиона мира по ММА Жоржа Сент-Пьера? Это уже интересно чисто для тех, кто в теме — сколько кульбитов сделает тот или иной профи от БИ. А обычный зритель просто схавает и останется доволен.

    • Аноним

      В этом и проблема многих направлений, особенно восточных или систем «спецназа» — они не хотят примиряться с реальностью, с тем что в жизни так не бывает, так не бьют, так не будут нападать. Если в кино не показывать правду про БИ, тогда и восприятие у зрителя будет таким же. Он будет думать, что можно стоя в стойке вин чун уложить десять здоровых мужиков, кулаком пробить гранитную стену. Это же самообман

Комментарии для сайта Cackle

Присоединяйтесь

- Полезная реклама -

Новые публикации

Cамый главный враг каратиста и как с ним бороться

Аристотель сказал, что лучший способ изучить какое-либо искусство - это имитировать великое искусство. Он это называл словом мимезис. Винс Ломбарди пошёл ещё...

Спортсмены в политике

После очередного перла Исинбаевой стало ясно, что не только в Украине есть Кличко, нам тоже есть чем гордиться. Напомню, Исинбаева у нас,...

Старое каратэ для чего оно создавалось?

Говорят что в старину дрались лучше, что каратэ старинное было настоящим, а вот современное уже не то. Может оно конечно и так,...

Игорь Борисов — самбист, умеющий удивлять

Мы беседуем с одним из ярких представителей ранних ММА, Мастером спорта международного класса по самбо, Мастером спорта по дзюдо, Мастером спорта международного...

Всемирный день каратэ. Что празднуем?

Сегодня, 7 октября мир каратэ празднует Всемирный день каратэ, который был учреждён Всемирной Федерацией Каратэ - WKF. Данная дата была утверждена в...