Единоборства как культурный мем

- Полезная реклама -

Недавно мой сын насмотрелся «Кунгфу-панда» и, что-то еще про кунгфу, кажется выпуск на канале «Пятница» про Китай. Так как передача не документальная и не научная, пришлось услышать всю эту чушь про крутых шаолиньских монахов.

А еще ребенок заявил, что хочет заниматься карате, так как там громко кричат и бьют по воздуху, и драться там не надо (сам он занимается ММА).

Я показал ему турниры по Karate Combat, чтобы парень понял, что карате, не только по воздуху махать руками и ногами. Тогда он пошел от обратно, и сказал, каратистов нельзя победить, они же кирпичи голыми руками разбивают. Тогда я показал ролик поединков каратистов с боксерами.

Он задумался, и спросить, а что же сильнее тогда: бокс или карате.

- Полезная реклама -

Естественно, я сказал правду.

Если всех их поставить в восьмиугольник против борцов, выиграют у боксеров и каратистов первые.

Я мог бы сказать, что все зависит от человек, стиль нечего не решает, но детям-то врать нельзя.

А, если серьезно, то его вопросы попали в резонанс с множеством комментариев к моим и Серегиным постам. Как правило, они не касаются сути вопроса, а волнуют какими-то второстепенными темами. Кого-то критика советской политики в отношении карате обидела, кого-то что не хвалят их стиль.

И вот, что я заметил.

1. Основная доля волнующихся вокруг тем карате родились или даже выросли в СССР. Публика кому за 40 или под 40. То есть наши ровесники и ровесники наших отцов.

Молодежь редко устраивает срач в комментариях под постами о карате.

Я не пойму, либо их карате не интересует, либо они терпимее своих отцов – совков.

2. Мышления этих «хуливарщиков», ой простите «холиварщиков» примерно схоже с мышлением моего сына:

— их книжное карате или кунгфу самое сильное, потому что в книгах говорилось об архатах, штурмующих небеса и вообще, они круто ката делают, и бьют кирпичи

- Полезная реклама -

— мастерство, это такая магия, как в «Кунгфу-панда», если ты его обрел, остальные разы, просто включаешь режим мастера, когда тебе нужно

— проигрыши спортивным видам – случайность, просто правило не те были или, что там еще за проблемы

3. Это такое клиповое мышление или мышление мемами. Подробно об этом говорит Докинз и Буайе, объясняя природу религии.

Почему религия?

В данном случае, многие из советского поколения, карате ли, советское наследие ли воспринимают именно как религиозный культ.

Попробуйте объяснится со сталинистом, например. Думаете, цифры или слова очевидцев, что-то изменят? Вряд ли.

 А советского поколения каратистов, либо у молодежи перенявших их мышление, все это соединено в единое месиво ужасных полурелигиозных идей: карате, Сталин, «пендосы», «жидо-масоны», что там еще.

4. Это проблема не только каратистов и не только каратистов старшего поколения. Хотя они все время пытаются что-то доказать, что-то опровергнуть.

Я часто встречал у боксеров скепсис в отношении ММА. Особенно после боя Макгрегора с Мейвезером. Получилась очень компрометирующая ситуация – ММАшник смог полноценно вести бой с суперпрофи боксером. А вот у боксеров выступать в ММА далеко не всегда удачно получалось.

Ревностно (опять же не все, а наиболее уверовавшие в свой стиль) к критике своего направления стали относится самбисты, с тех пор как их провозгласили национальным видом (о котором правда никто толком не знает из простых граждан).

Ревностно и дзюдоисты относятся к вопросу, почему самбо успешней выглядело в ММА. Они начинают Емельяненко причислять к дзюдоистам, мол, о дзюдо же он тоже мастер спорта.

Дзюдоисты и самбисты сейчас активно посещают секции БЖЖ, но некоторые бесятся, когда дело доходит до партера. Приходя в БЖЖ, они заявляют, что не по-мужски боряться на заднице.

Ну, извини, друг, зачем ты тогда пришел на БЖЖ? И ведь тебя злит не манера бороться, а то, что ты – предположим черный пояс, проигрываешь какому-нибудь синему поясу по БЖЖ.

В прошлом году я был свидетелем громких проигрышей черных поясов по традиционному джитсу синим и белым поясам по БЖЖ.

У джитсеров тоже есть свой заскок в отношении кимоно (ги). Многие до фанатизма преданы ги. Даже грепплинг они воспринимают как спорт, а вот БЖЖ, как искусство.

И тут еще интересный момент, касающийся этого вопроса.

Каратисты и ушуисты любят говорить о традиции и философии в своих стилях. Но похожая атрибутика и у БЖЖшников. Мой бывший тренер и вовсе включал в тренировочный процесс азы философии. Насколько он был в ней сведущ, не знаю, но включал.

Джитсеры так же используют приветствие «ос», в Бразилии тех, кто хорошо борются подбадривают возгласами – «самурай».

Есть, что-то в этой всей «восточной» мишуре, что захватывает умы. Кимоно, «осы» там разные, статус учителя и ученика. Даже БЖЖшники этому подвержены. Я бы даже сказал, что они достаточно сильно подвержены восточной атрибутике.

До сих пор и я не могу от этого полностью отойти, ведь сам раньше был «традиционщиком»: ци гуны, карате и все прочее.

Это такие культурные мемы, которые начинают сами себя копировать и распространять, даже без наличия того, кто их начал транслировать первым.

- Полезная реклама -
Предыдущая статьяКаратЭ или каратЕ?
Следующая статьяКсенофобия и единоборства
Nikolai Sokirkin
Nikolai Sokirkin
Писатель, публицист, колумнист журнала "Мир дзюдо"

Это интересно

2 КОММЕНТАРИИ

  • Аноним

    Подобные культурные мемы весьма полезны (особенно для единоборств с «рабочей» техникой). В том же ММА мы видим показную клоунскую агрессию из старого доброго рестлинга, трэшток, плевки в соперника и прочее веселье, которое пацаны воспринимают как норму поведения бойца. Тренеры никак не проверяют и не отвечают за моральный облик того, кому они «вручают» потенциально опасную технику.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100002187272084 Николай Сокиркин

      в ММА нет главного — эксплуатации образа благородства и чести, а вот во свяких каратэ, айкидо только говорят, что о духе будо, а сами плюют не хуже бойцов ММа, только в спину товарищам

Комментарии для сайта Cackle

Присоединяйтесь

Новые публикации