fbpx
Четверг, 9 декабря, 2021

Ката. Старый подход vs. новый подход

- Полезная реклама -

Кто никогда этим не занимался, или занимался недостаточно, никогда не поймёт для чего нужны ката. Пытаясь объяснить постороннему человеку зачем вы их делаете, вы, скорее всего потерпите неудачу. Потому что…

ЧТОБЫ ПОНЯТЬ КАТА – НАДО ДЕЛАТЬ КАТА

Это одна из тех сфер деятельности человека, понимание сути которой приходит лишь через собственную практику и осознание.

Я уже не раз писал о том, что я не понимаю соревнований по ката.

Поймите меня правильно, я прекрасно осознаю сколько труда вкладывает спортсмен в подготовку к соревнованиям по ката. Сколько пота он проливает, чтобы в самый ответственный момент, в момент выступления, тело отработало на все сто процентов.

Для меня ката всегда были чем-то личным.

Я имею в виду, что это такой вид упражнения, когда ты должен «переживать» его изнутри и за тебя его никто не сделает.

- Полезная реклама -

Это как, если придёт кто-то и будет из-под палки заставлять всех нас смотреть на какую-либо вещь одинаково, придерживаясь какой-то одной, лишь ему выгодной точки зрения.

Но все мы разные и всегда по-разному смотрим на одни и те же вещи. И когда нас заставляют придерживаться какой-то одной точки зрения, то всем нам хорошо известно, что бывает – это вызывает отторжение. Наша история это только подтверждает.

Так вот, ката – это личное упражнение. Несмотря на то, что есть какой-то канон, шаблон, которому всех обучают, через какое-то время, ты начинаешь выбиваться «из строя».

Ведь у каждого человека свой ритм, темперамент, эмоции. Ярчайшим примером, из того, что я смог найти, является исполнение ката сенсеем Тэтсухико Асаи. Посмотрите на его Хейан Шодан (да и любые другие ката):

В его исполнении столько «ошибок», за которые начинающего каратэку просто четвертовали бы. И уж точно он бы не выиграл ни одного соревнования. Но повторюсь, это очень удачный пример того, как ката становится частью сущности данного человека.

Когда я смотрю на современное исполнение ката молодыми спортсменами, будь я Станиславским, то воскликнул бы: «Не верю!»

Да, всё чётко, быстро и красиво. Спору нет. Как я уже сказал выше, их трудолюбие вызывает у меня искреннее уважение.

Но нет в этом индивидуальности… Личного поиска. Они все одинаковые! Хорошо вымуштрованные, но пустые внутри. На ум почему-то сразу приходит песня Pink Floyd «Another brick in the wall»:

Я могу легко отличить исполнение мастеров золотого поколения JKA по их индивидуальному стилю исполнения. Даже если им закрыть лицо на видео.

Они реально все разные!

Многие думают, что ката — упражнение для тела, но забывают о главном — о когнитивных и духовных процессах, потому что человек — это не только тело, а триединство тела, разума и духа.

На соревнованиях же оценивают только видимые процессы.

На конкурсах красоты тоже оценивают лишь внешние составляющие: лицо, фигуру. Давайте посмотрим на исполнение Унсу сенсеем Яхара:

В этом исполнении выражается вся личность Яхары — яростного воина. И заметьте никакого роботизированного выхода. Какой он в жизни, такой и на татами.

Хочу ли я сказать, что соревнования по ката это плохо и всё надо отменить?

Конечно же нет.

Но пересмотреть подход надо, ибо ката теряют весь смысл с тем соревновательным подходом, который есть сейчас.

Осс!

- Полезная реклама -
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Полезная реклама -

Новые статьи