fbpx
Пятница, 17 сентября, 2021

Криминальная драма «Чтобы выжить» 1992 г.

- Полезная реклама -

На фоне советских и перестроечных боевиков, сделанных наспех по мотивам американских боевиков, выделяется пару-тройку кинолент, которые прямо-таки выделяются по всем параметрам, об одной я уже писал.

Когда я пишу о кино, то рассматриваю не только драматическую составляющую или боевые сцены (они там все наивные), но и подачу, а также многослойность.

Если уж быть откровенными, то в отечественном кино полностью соответствует требованиям художественности и реалистичности первая часть фильма «Фанат». Но несправедливым будет обойти еще один фильм, напрямую не относящейся к «каратэшным боевикам», но затрагивающий эту тему.

Был у меня такой любимый фильм в 90-х «Чтобы выжить» 1992 года.

На общем фоне откровенной каратэшной дешевки фильм Всеволода Плоткина выглядел настоящей криминальной драмой. Раньше мне казалось, что в образе заговорщиков мы видим всех тех, кто «разваливал» Союз. Тогда бытовало мнение, что вот, мол, такую державу развалили пендосы всякие. 

Мне казалось, что вот – настоящие мужики в этом фильме, а молодое поколение, это как сынок главного героя – панторезы, которые без отцов своих ничего и не могут. 

- Полезная реклама -

Раньше я симпатизировал всему советскому. Но, на самом деле, все совершенно иначе.

Со временем отношение поменялось ко всему, хотя «Чтобы выжить», как тот же «Фанат» или «Криминальный квартет», я все еще выделяю из общей массы постсоветского кино.

Почему же «Чтобы выжить» фильм не ностальгия?

«Колосс на глиняных ногах»

Таким был не только СССР, но именно о нем сейчас речь. Кстати, скоро на нашем научно-популярном канале будет выпуск, посвященным причинам его развала.

Но я начну не с этого. Начну с одной поучительной истории. 

К 1918 году немецкий обыватель, изнывающий от экономических и политических проблем, жутко ненавидел монархию. В тоже время, пропаганда распевала трели о том, что «победа близка», «Германская Империя никем никогда не побежденная вечна и неизменна». Все это очень знакомо, не правда ли? К слову, сейчас из всех щелей такая же откровенная хрень льется, только в годы СССР, на это хоть какое-то было право, чем-то это было подкреплено. Но простой обыватель этому верит. Верили тогда и немцы. Но империя рухнула. Многие задавались вопросом, как это произошло, кто виноват.

Не могло же такое произойти! Все державы с имперскими амбициями любят поддерживать миф о своей непобедимости, о своей «доброте», о свете, который они несут в царство тьмы.

И после этих всех сладеньких мармеладных трелей о величии – поражение в войне и прочие «неприятности».

Чем все это закончилось мы помним.

Тоже самое происходит и с СССР в 90-х. Никто не хотел сохранения партийной власти, никому уже не верилось в обещания и самовосхваления, но когда колосс рухнул, появилось разочарование. Потому что власть, подобная партийной и любой авторитарной оставляет после себя выжженное поле и миллионы несамостоятельных людей, с сотнями несостоятельных госинститутов.

Все это не могло не найти отражение в искусстве. А кино, сами знаете, важнейшее из искусств для нас.

«Чтобы выжить», теперь я понимаю, в образе антагониста Джафара не силы из вне показал, а как-раз внутренние партийные действия. Джафар не тот, кто останавливал танки, а тот кто помогал ГКЧП, если говорить политическим языком.

Это такая партийная мафия.

Партийная мафия

Розенбаум вообще хороший актер. Да, он косил под Высоцкого, потом поперся во власть, тусовался с тогдашней элитой, но талантливым человеком он не переставал быть. В нем присутствует мужественность, интеллигентность, в нем много харизмы. Наверное, роль Джафара, это его лучшая роль.

Кто он такой?

Бандит?

С политической точки зрения, он – официальный представитель власти. Его отряд – это спецподразделение, созданное по приказу партии. В фильме, как-раз таки он и его головорезы действуют законно.

Другой разговор, насколько законно действовала партийная власть вообще.

У нас любят говорить, дескать, приход к власти Ельцина незаконен, переворот незаконен, развал СССР незаконен.

Хорошо.

 А революция закона? Расстрел царской семьи?

Или Николай II (к которому, кстати, я тоже не испытываю сильной симпатии) издал указ, в котором повелевал себя свергнуть, потом расстрелять с детьми, потом разорить крестьян, ну дальше вы сами знаете.

Понятное дело, что революция возникал не на пустом месте. Российская Империя, далеко не держава, где всем хорошо жилось. Проблемы в области экономики и жизни простого человека никто не решал.

Но тоже самое было и в совке, в котором сама плановая экономика породила чудовищный дефицит. Только сегодня, перед выпуском этой статьи моя мама вспоминала как в детстве мыла посуду крапивой или горчицей. 

Партийная мафия же глубоко плевала на все это – главное удержаться у власти, главное хапнуть и чем больше, тем лучше.

Джафар не злодей по натуре. Просто он все это делает, тоже чтобы выжить…

Наивный обыватель

А вот главные герои – Олег и Коля, которых сыграл Меньшов и Векслер, на самом деле, люди которые ничего сделать не могут. Но это не их вина. В этом вся и проблема. У меня отец тоже военный, он как эти герои, привык «бегать по горам», ему, как и Коле нравилось воевать, он честно нес службу. А потом что? 

Государство их пережевало и выплюнуло. Породило своими амбициями целое поколение  сломленных психологически людей, которые умеют воевать, которые не знают, как жить иначе. Поколение афганцев.

Олег и Коля – такие честные советские граждане, которые ничего не умеют. Они привыкли вставать под утренний гимн СССР, они привыкли нести интернациональный долг. Только было все это мыльным пузырем. Все лопнуло, оставив их ни с чем.

Джафар оказался умнее, хитрее. По фильму он жесток, он проигрывает. Только вот Олег с Колей не выигрывают. Этот короткий миг, когда снова удается повоевать, а потом что?

Потом надо выживать. 

Скорее всего, Коля или в бандиты подастся или сопьется, так как его пассионарность не даст ему покоя. Новой жизни не нужен ни Джафар, ни Коля, ни Олег.

Они же ничего не умеют.

Прав сын Олега. Малый он неприятный, но кто тому виной? Олег – совок до мозга и костей. 

«Оставить, равняйсь, смииирно»!

Все, что Олег умеет.

Вокруг начинается настоящий кошмар, вокруг все трещит по швам, вокруг криминал, а Средняя Азия, это криминал вдвойне. А они еще живут своими утренними трелями по радио, воспоминаниями об Афгане, своем боевом прошлом.

Если Олег еще более состоятелен, то Коля – вечно не наигравшейся и не навоевавшийся мальчик. 

Чтобы было понятно, это мои любимые герои. Мне нравится персонаж, которого сыграл Векслер. В нем есть такая драйвовость, в нем есть азарт, кураж. Он более гибок, но он не знает, как пристроить себя в этой жизни.

И мне жиль их обоих.

Чтобы выжить? А как выжить?

Жалко не державу, он была жестока к своим гражданам. Жалко вот таких людей, которые служили верой и правдой, верили в свой долг, хорошо служили и слушали замполитов. 

В итоге они стоят растерянные среди всего того, что еще не смогла разворовать партийная элита и их детишки.

Рекомендую к просмотру. 

«Чтобы выжить» — колоритный, высокохудожественный политический боевик. Это настоящая криминальная драма с элементами боевика. В нем неоднозначные и многослойные герои, в нем очень хорошая игра актеров.

- Полезная реклама -
Похожие статьи
- Полезная реклама -

Новые статьи