fbpx
Вторник, 28 сентября, 2021

Марина Головина — «образ женщины-воина есть чуть ли не в каждой культуре»

- Полезная реклама -

Я беседую с Головиной Мариной (клуб «Тверд»).

Марина является  членом сборной России по ИСБ (2016, 2018, 2019), Двукратным чемпионом мира в составе команды по боям 5на5 среди девушек, топовым бойцом всемирного женского рейтинга WMFC, капитаном женской рыцарской команды «Катюша».

И это далеко не все регалии. А еще Марина настоящий практики, видео с ее боями будет в интервью.

Здравствуйте, Марина!

Как вы пришли к нынешнему увлечению фехтованием и боевыми искусствами Европы?

Здравствуйте! Мне довольно часто задают этот вопрос, но я так и не придумала, как сделать ответ более оригинальным. Если коротко — это случилось в декрете. Тот период в жизни многих женщин, когда есть возможность остановиться в потоке суеты и подумать о дальнейших планах на жизнь. Почему-то во время второй беременности у меня проснулась тяга к истории и образу воина сквозь века, в частности. Зачитывалась биографиями великих полководцев древности и интуитивно искала, как этот интерес воплотить. Нашла в подвале машиностроительного колледжа города Твери.

- Полезная реклама -

Фоном идут такие рядовые предпосылки, как увлечение компьютерными играми в жанре военных стратегий и мморпг — непременно про мечи! — а также полигонные ролевые игры и махание палками в далеком детстве. Вот разве что не припомню себя читающей рыцарские романы. Вероятно, интеллектуальный голод по этой тематике и сказался уже во взрослом возрасте.

Необычный выбор для девушки такая вот боевая дисциплина. Но, это на первый взгляд, судя по историческим свидетельствам фехтования и воинские дисциплины не были чужды слабому полу?

Не нужно быть историком, чтоб знать — образ женщины-воина есть чуть ли не в каждой культуре. От амазонок и женщин Спарты до снайперских и лётных подразделений. Эта тема не теряет актуальности во все времена, просачивается в фольклор и художественные произведения. В общем, да, ничего необычного.

Обыватели постоянно сравнивают меня с Жанной Д`Арк, но насколько мне известно, при всей её отваге и верности делу, она была просто символом, а никак не мастерицей в обращении с оружием. Поэтому лично мне приятнее параллели с японскими онна-бугэйся или римскими женщинами-гладиаторами. На худой конец, скандинавскими валькириями, тоже пойдёт.

Марина Головина — «образ женщины-воина есть чуть ли не в каждой культуре»

Можно ли сказать, что образ слабой, сугубо домашней женщины возник в более позднее время, в Викторианскую эпоху?

При всей своей склонности, в истории я дилетант, и не могу вот сходу даже вспомнить, когда там была Викторианская эпоха. Точно утверждать могу только одно — история циклична. И, к слову, в Средние века кроме уже упомянутой мной Жанны, и припомнить некого, а я занимаюсь боями, относящимися именно к этой эпохе.

Помогает опыт спортивной борьбы в фехтовании? Не бывало такого, что вам хотелось провести клинч и борцовский прием, уменьшить дистанцию?

Марина Головина — «образ женщины-воина есть чуть ли не в каждой культуре»

Наш вид фехтования содержит в определении слово «полноконтактный». Это значит, что бороться можно, и иногда даже нужно.
Так что спортивное прошлое очень помогает. Я бы даже сказала, что этот опыт и позволил мне когда-то задержаться на лидирующих позициях в тех дисциплинах исторического средневекового боя, где борьба, пусть и в доспехах, вполне себе разрешена и уместна: бугурты и профбои.

Сейчас женский ИСБ вышел на тот уровень, где просто хорошо стоять на ногах — недостаточно. Как удачно, что к этому времени я успела научиться фехтовать. Конечно, я комфортно себя чувствую в клинче, но не стремлюсь свести поединок к нему. Я была на всех пьедесталах, о которых можно мечтать, и теперь сражаюсь не ради победы, а ради того, чтоб влюбить в рыцарский спорт как можно больше непосвященных людей, из которых некоторые потом придут в зал, а затем и на смену нам.

А борьба в доспехах как правило довольно скучна со стороны, если это не короткий красивый амплитудный бросок. Подготовить его непросто, я стараюсь не ввязываться, даже ради искусства. Не хочу, чтобы зрители скучали.

Какое оружие ваше любимое?

Одноручное — шестопёр (булава, пернач). Но на пути нашей любви стоит УК РФ. Приходится обходиться мечом. Меч — древний символ, пронзающий эпохи и присутствующий почти на всех геральдических знаках различных структур. Как его можно не любить?

Из двуручного оружия выбираю коузу — меч на древке. Как говорится, мечом на древке можно сделать больше, чем просто мечом.

Насколько боевые искусства и спорт меняют психологию человека и, в частности, женскую?

Затрудняюсь сказать про частности, думаю, тут всё же эффект для всех примерно схожий, независимо от пола: занятия спортом положительно влияют на уверенность в себе, самодисциплину, стрессоустойчивость и прочее, о чём не стыдно написать в резюме. Что касается именно боевых искусств, то буквально недавно у себя в блоге я как раз озвучивала тезис — единоборства сочетают качества всех других видов (сложнокоординационных, циклических, силовых, игровых, экстремальных, прикладных и т.д.), при этом у увлекающегося боями человека нет моральной усталости от однообразия нагрузок. Я могу ошибаться, сужу по себе.

Ну и тут озвучу, возможно, неожиданную мысль. Женщина, которая тоже человек, в коллективе спортсменов, где как правило преобладают мужчины, привыкает к прекрасному — к окружению сильных духом увлекающихся людей — и более разборчиво подходит к выбору друзей и спутника жизни. Что довольно важно, по крайней мере в наших реалиях.

Марина Головина — «образ женщины-воина есть чуть ли не в каждой культуре»

Какие бы основные мифы и стереотипы вы бы выделили из исторических фильмов?

Когда полководцы ломятся в бой без шлема! Вообще тема обширная, её надо затрагивать с полным погружением и профессионализмом. Я так не умею, но знаю, кто умеет.

Приходилось ли вам спарринговаться или обмениваться опытом с представителями спортивного фехтования и восточных стилей?

На моём фехтовальном пути встречалось много незнакомых оппонентов с оригинальной техникой. Возможно, среди них были те, кто относится к этим жанрам. Целенаправленно к близким по духу коллегам не заходила, обычно все приходят ко мне сами.

Какие приемы ближнего боя, приемы обезоруживания и защиты от оружия пришли к нам из древних трактатов? Что мы используем на сегодняшний день? Что можно использовать в современных реалиях?

Скажу честно — ни разу не хватило терпения по-настоящему изучить хотя бы пару страниц древних мудростей, и совершенно не ведаю, что там сейчас в моде, кроме зайцев-охальников.

В том виде фехтования, которым я занимаюсь, нет колющих приёмов. Поэтому большую часть фехтубухов можно смело отбросить. То, что осталось, тоже скорее всего не пригодится, ведь цель и критерии победы на наших соревнованиях сильно отличаются от того, что преследовали авторы тех трактатов и их читатели.

Мы отдаем дань уважения фехтмейстерам прошлого в некоторых терминах, номерах защит, названиях стоек и т.д., но пара пропущенных ударов железным незаточенным дрыном в голову выбивают и эту блажь. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что фехтбухи для исторического средневекового боя пишутся здесь и сейчас — тренерами и чемпионами.

А использовать в современных реалиях нельзя (не можно!) ничего. Сами знаете, как бывает, когда мастер оружейных единоборств или хотя бы просто обладатель оружия, даже отбиваясь от нападения, применяет свои боевые навыки и инвентарь.

Можно ли вашу дисциплину преподавать детям и, что она им даст?

Детям можно преподавать нашу дисциплину в виде боёв на спортивных мечах, где используется мягкая экипировка и обегченные правила. Лет с 10 можно даже надеяться на какую-то технику в исполнении приёмов, а до этого — игровой формат и закладывание тех психологических качеств, о которых говорилось выше.

Это упростит им вхождение в мир стального ИСБ, где по действующим правилам разрешено участвовать строго с 18 лет. Несмотря на относительную молодость нашего спорта, уже есть примеры такой вот смены поколений, и они более чем положительные — юные бойцы, надев доспехи и взяв в руки стальной меч вместо тренировочной тямбары, показывают великолепные результаты.

Какие виды единоборств вам нравятся?

Хороший вопрос. Видимо, он про те виды, которые кроме того, чем я занимаюсь сейчас. Если подумать, меня по-настоящему захватывают те единоборства, где арсенал приёмов наиболее разнообразен. Это могло бы быть MMA, но мне претит мысль, что можно провести бой, лёжа на спине. Положение «гард», на мой взгляд, противоречит самому духу поединка.

Факультативно хожу на муай-тай — ударная техника всеми возможными конечностями плюс немного борьбы.
Поглядываю на панкратион — много борьбы плюс ударная техника. И курточки. Люблю антураж, отличный от одежды, в которой мы ходим дома.

Отдельно стоит самбо — именно с этой секции для меня началось знакомство со спортом вообще. Мне нравится арсенал приёмов, самобытность, собственные сентиментальные ассоциации и, конечно, курточки.

Вольная борьба — вне конкуренции. От возобновления спортивной карьеры в этом виде меня останавливает понимание, что возраст не позволит мне эту самую конкуренцию выдержать.

И потом, у меня есть ИСБ, а я есть у него. Меч — такая штука. Заниматься рыцарским спортом можно, пока руки способны его держать.

Ваши пожелания читателям, особенно читательницам.

Абсолютно для каждого человека на планете найдётся вид боевого искусства, который подходит лично ему. В крайнем случае, можно изобрести собственный.

Делайте то, что любите и любите то, что делаете. Выбирайте средства для победы.

Мир средневекового спорта как ни один другой полон сильных, склонных к подвигам людей. Но по-настоящему мы любим фехтование именно за возможность положиться на вещи: закалённую боями броню, верный меч и гербовый щит, одни только цвета которого тебя берегут. А люди — это всё-таки люди.

Мужчины и женщины прочтут мой посыл по-разному, и в этом вся прелесть.

- Полезная реклама -
Похожие статьи
- Полезная реклама -

Новые статьи