Наталья Церковная: в России айкидо более тяжеловесное и мощное

Мне уже приходилось беседовать с представителями айкидо, но не доводилось с тренером по айкидо девушкой. Наконец, я нашел интересного собеседника в лице Натальи Церковной.

Наталья обладательница 1-го дана Айкидо Айкикай, имеющая опыт занятий различными дисциплинами, такими как карате, БЖЖ и бокс.

Здравствуйте, Наталья!

— Добрый день, Николай.

Мне не раз доводилось общаться с айкидоками, брать интервью и в этой среде я встречал самых различных людей. Одни утверждали, обладают чуть ли настоящей боевой силой, могут на расстоянии воздействовать на любого противника. Другие выглядели скромнее. Даже признавали, что далеко не всегда смогут приемами айкидо что-либо противопоставить той же спортивной борьбе. К кому вы относите себя?))

— Отношу себя к тем, кто не верит в мистику и магию. Для меня айкидо – это в первую очередь боевое искусство, созданное для самозащиты. Достаточно эффективное, если речь идет именно о защите от атаки, будь то удар или захват. Но айкидо, в любом случае, не имеет цели поразить противника одним ударом и, тем более, мериться с ним силой, выясняя, кто лучше, сильнее, мощнее и пр. Для этого есть другие боевые системы и школы. Айкидо – это другое.

Наталья Церковная: в России айкидо более тяжеловесное, мощное, статичное

Почему айкидо? Чем вы занимались/занимаетесь еще?

— Айкидо мне понравилось своей мощью, амплитудой и динамикой. А еще каким-то невероятным взаимодействием уке и наге, которое стороннему наблюдателю может показаться магией, но на самом деле, является результатом тяжелой работы.

В айкидо я пришла из бокса, который был когда-то моей детской мечтой, к сожалению, не до конца реализованной. Тогда я целенаправленно искала единоборство, которое мне бы подходило, смотрела много разных видео, пробовала себя в разных направлениях. Помимо айкидо занималась несколько лет карате, кунг-фу, боксом и бразильским джиу-джитсу.

Но основным для меня стало айкидо.

Был момент, когда я не была уверена в том, хочу ли заниматься айкидо всю жизнь (а тогда я уже ездила на семинары по айкидо за границу), — мир единоборств казался мне слишком большим и интересным, чтобы сосредоточиться на чем-то одном. И тогда я встретила своего мастера, шихана Кристиана Тиссье, 8 дан айкидо Айкикай, одного из выдающихся людей своего времени. Я поверила в его айкидо, оно захватило меня полностью – настолько, что я поехала учиться к нему в Париж, бросив прежний род деятельности.

Что же касается остальных единоборств, то в настоящее время я продолжаю практиковать карате, считаю, что оно прекрасно дополняет айкидо, каким я его вижу. Особенный интерес представляет работа против атак ногами, поскольку это достаточно редкий раздел айкидо.

Наталья Церковная: в России айкидо более тяжеловесное, мощное, статичное

В среде восточных стилей, в особенности айкидо, развиты идеи бесконтактной системы ведения боя. Не хочу обидеть вас, если вы это поддерживаете, но в это правда верят взрослые здоровые мужики? Встречали ли в среде айкидо лично вы таких?

— Встречала, причем не только в айкидо, и отношусь скептически. Однако хочу сказать, что в некоторых ситуациях очень важно умение правильно поставить себя перед противником, не быть жертвой. У меня были в жизни ситуации, когда без применения приемов я обезоруживала агрессора и заставляла его отказаться от намерений, но дело, конечно, не в бесконтактной системе боя, а в морально-волевых качествах. Считаю, что психологическая подготовка – важная составляющая любого настоящего боевого искусства. Не менее важная, чем изучение приемов и техник.

В айкидо нет спаррингов, тем более, турниров, однако недавно я узнал, что некие аналоги спаррингов начали вводить и в вашем боевом искусстве. Это не вольный бой, скорее это обусловленный спарринг, но тем не менее. Представители айкидо ощущают необходимость в проверке своих навыков?

— На самом деле, проверка навыков происходит на любой тренировке в зале, когда ты взаимодействуешь с партнерами, отрабатывая то или иное движение. И тем более, на семинарах, когда встречаешься с людьми из других школ и даже направлений. Здесь более важно понятие «честности» атаки уке, и далеко не все в своих залах ее практикуют. Где-то это связано с небольшим количеством старших учеников в группе, где-то с позицией самого учителя. Однако, в целом в разных залах айкидо люди тренируются по-разному. Вероятно, из-за этого отдельные представители испытывают потребность в проверке своих навыков. Это особенно касается детей и подростков. Мастерам соревнования по большей части не интересны, потому что они не могут привнести ничего нового в практику айкидо как боевого искусства.

Наталья Церковная: в России айкидо более тяжеловесное, мощное, статичное

Морихеи Уэсиба создавал свое учение в рамках культа Оомото-рё, сочетающим в себе мистику синтоизма и даже некоторые эстетические моменты из японизированного христианства. Это как-то ощущается лично для вас, когда вы погружаетесь в философию айкидо?

— На определенном уровне погружения в технику боевого искусства невольно впитываешь в себя ее философию. Мне сложно рассуждать о религиозных культах Японии, особенно таком, как Оомото-рё, это далеко от моего взгляда на айкидо и того, что я практикую в додзё. Мне кажется, в айкидо гораздо больше выражена философия и мораль бусидо — кодекса самурая, который немало почерпнул из синтоизма, буддизма и конфуцианства. По сути, айкидо является выразителем самурайской этики и морали, но в более привычном нам современном виде. Несомненно, можно найти самые разные аспекты понимания сущности айкидо, восточная философия чрезвычайно сложна и многообразна, — но мне особенно близка идея о «потенциальной непобедимости» самурая, «воли к продолжению боя даже после смерти», как тонко заметил А.А. Маслов. Именно она отражает мой идеал айкидоки, как того, кто непобедим в силу того, что отказывается от агрессии, от поединка, однако всегда готов вступить в бой с противником, чтобы устранить конфликт и привнести гармонию в окружающий мир.

Вы занимаетесь айкикай, но насколько я знаю, европеизированный айкикай отличается от классического. Насколько сильно? Насколько сильно японское айкидо отличается от айкидо в странах Запада?

— Давайте начнем с того, что Айкикай – это не стиль, а международная федерация айкидо, объединяющая представителей отдельных школ в разных странах мира. Нет никакого европеизированного и классического стиля. В разных странах айкидо практикуют немного по-разному, и в то же время оно остается тем же самым – те же принципы, те же техники – для мастеров разница не такая большая, как для новичков, которые только начинают изучать боевое искусство. Разница в восприятии зависит, в первую очередь, от школ, сформировавшихся исторически на территории страны, от влияния других единоборств, популярных в стране, и даже от менталитета граждан.

Например, в России айкидо более тяжеловесное, мощное, статичное, чем в Европе или Японии, у нас весьма сильно выражено влияние борьбы и дзюдо. В странах Скандинавии есть отдельные особенности менталитета, связанные с уважением личных границ занимающихся на татами – вплоть до отказа от болевых приемов и действий, которые могут причинить дискомфорт – особенно с незнакомыми людьми. Во Франции сложилась сильнейшая школа айкидо, которая является центром притяжения для многих айкидок из Европы, России и даже Японии. У нее тоже есть свои характерные особенности, такие как высокая скорость атак и исполнения техник, большая амплитуда движений, низкие стойки, а также высокий средний уровень занимающихся на татами – айкидо во Франции прошло огромный путь и в настоящее время там сложилась целая группа мастеров, которые известны в мире айкидо – Кристиан Тиссье, Бруно Госанлез, Паскаль Гийман и другие.

Наталья Церковная: в России айкидо более тяжеловесное, мощное, статичное

Однажды я и сам ради интереса пришел в секцию айкидо. Там я обратил внимание, что многие атаки и контратаки рассчитаны на атакующего с оружием. Чувствуется дань самурайской традиции атаки мечом. Но сейчас это выглядит больше как дань традиции. Модернизируете ли вы технику айкидо под современные реалии?

— Это правда, многие атаки в айкидо связаны с владением мечом. Как я уже говорила раньше, очень многое зависит от учителя, от его видения айкидо как боевого искусства. Далеко не все считают нужным, что-либо модернизировать, и это их выбор. Для меня айкидо не статично, оно развивается. Приходят молодые инструктора, которые пытаются по-новому осмыслить знакомые техники, которые не хотят делать что-то, потому что так принято, что, кстати, вполне соответствует японской модели обучения. Иногда это развитие приносит положительный результат, иногда нет, но оно в любом случае обогащает технику и арсенал занимающихся. Мне кажется наиболее важным научить своих учеников думать, применять технику свободно, даже экспериментировать, но не отходя при этом от фундаментальных принципов айкидо.

Техника айкидо относится к «мягкой», как я понимаю, она подходит как-раз для не особо атлетичных занимающихся. То есть девушкам и женщинам сам бог велел заниматься айкидо?

— Не могу согласиться с тем, что девушки изначально более слабые. Если речь не идет о мировых рекордах, мужчины и женщины отличаются не так сильно, как может показаться на первый взгляд. Определенные коррективы вносит система физического воспитания детей и распределение гендерных ролей в обществе. Скорее девушки в целом менее агрессивные, но то же самое можно сказать и про мужчин, которые приходят в айкидо. Те, кому интересно бить в лицо, идут в бокс или ММА. Айкидо может дать гораздо большее. Для кого-то — стремление к самосовершенствованию (в том числе, физическому), для кого-то — поиск гармонии в самом себе и в отношениях с другими, для кого-то — вызов в преодолении себя, выход из зоны комфорта, а для кого-то — просто приятные эмоции и общение с друзьями.

Наталья Церковная: в России айкидо более тяжеловесное, мощное, статичное

Обмениваетесь ли вы опытом с представителями других единоборств?

— Конечно. Более того, многие мои друзья в мире единоборств не являются мастерами исключительно в айкидо. И их «почерк» в айкидо очень сильно зависит от того опыта, который у них есть за плечами. Мой идеал айкидоки – это человек, умеющий не только защищаться, но и атаковать, а значит, занимавшийся, так или иначе, другими боевыми искусствами. Это в то же время не означает, что нельзя практиковать айкидо без первоначального освоения ударной техники, однако в этом случае получаемый учеником опыт будет гораздо меньше и потребует от него гораздо больше усилий. Лично для меня идеальным сочетанием с айкидо является ударная техника карате.

Вы тренируете детей или взрослых?

— И взрослых, и детей. У меня свой небольшой клуб айкидо в Санкт-Петербурге, я развиваю айкидо своего учителя, шихана Кристиана Тиссье.

Какие единоборства вам нравятся еще и почему?

— Как я уже говорила, мне очень близко карате. Это замечательное боевое искусство, прославленное такими выдающимися мастерами, как Фунакоси Гитин, Масутацу Ояма, Хидэюки Ашихара и другими. Мне довелось тренироваться в нескольких залах, в разных школах в Санкт-Петербурге, а также заниматься с мастерами во Франции. Это интересный опыт, который обогатил мое представление об айкидо и мире единоборств в целом. Иногда я думаю, если бы я не стала мастером айкидо, я посвятила бы свою жизнь изучению карате.

11 КОММЕНТАРИИ

  • Аноним

    К сожалению, в вопросах присутствуют клише, впрочем, как и кое-где в ответах.

    Вот несколько: 1. В Айкидо есть аутентичная ударная техника — руками, ногами, локтями, коленями и т.д. И эта ударная техника происходит из родной моторно-двигательной системы (движка). Другой вопрос в том, что далеко не все это развивают или знают. К примеру, вот те удары которые можно увидеть в учебных формах — это учебные удары, которые учат работать с основными векторами движения. Они являются как прообразом ударов с оружием или подручными средствами, так и прообразами ударов с пустыми руками. 2. В Айкидо нет и не было никакого бесконтактного боя. Это какие-то маргиналы выдумали, а конкуренты в целях черного пиара подхватили. К сожалению, Айкидо вырождается, и очень много слабого, а то и неадекватного Айкидо. Если же кто-то захочет вспомнить поздние показательные выступления Уэсибы, то расстрою, он не показывал никакого «бесконтакта», это была демонстрация принципов айки. Надо просто понимать что там и для чего показывалось, тогда не будет мракобесных вопросов. 3. Философия Айкидо не базируется на воззрениях синтоистской школы Оомото. Уэсиба исповедовал несколько религиозных школ, к примеру, Сингон (буддизм). В рамках освоения земель он одно время был близок с Оомото и даже так сказать работал охранником Дэгучи. Но после собственного сатори, он отошел от конкретной религиозной школы. По сути его воззрения больше всего похожи на «алхимический» Сингон с точки мировоззрения Синто (короче говоря, своего рода продвинутый японский шаманизм).

    Продолжение следует…

    • Аноним

      4. Айкидо в своей основе никогда не декларировалось как искусство самозащиты, это европейское изобретение. Раньше вы могли встретить даже мнения прямых учеников Уэссибы о том, что Айкидо — это искусство нападения (по типу, что суть Айкидо — это вхождение в атаку по типу марубаси). И в этом нет ничего удивительного, ведь Айкидо — это Дайто рю синтезированное с принципами фехтования. Поэтому есть в Айкидо — атака (в своем истоке — на поражение, как в принципах фехтования). 5. Не нужно путать учебные формы и какие-то другие технические вещи. Вся база Айкидо — это учебные формы, призванные обучить принципам. Поэтому несмотря на то, что они содержат в себе векторный посыл атаки (если правильно выполнять), это обучение тела и разума, а не буквально боевые техники. Прикладной аспект выглядит иначе. 6. Проблема Айкидо в том, что оно теряет связь с корнями — как в технике, так и философии. Если вы посмотрите на прямых учеников во времена когда только Айкидо появилось, вы обнаружите, что оно выглядело совсем не так как сегодня. Потом оно утонуло в формализме и профанации (не везде, но много где). Ну и еще причина в том, что в цивилизованных странах мордобой с незнакомыми людьми весьма опасное занятие жестко преследуемое законом, поэтому прикладной аспект просто не нужен становится. Еще одна большая проблема в том, что Уэсиба действительно был уникальным человеком, и его уровня добиться через выполнение учебных форм — невозможно. Также не работает и подражательство. 7. Вся сокровенная суть Айкидо — это познание через технику и философию — универсального принципа айки. После озарения айки, наступает бесформенность техники, и речь о стиле отпадает. В этом смысле, большая часть арсенала Айкидо была собрана из подобных маневров Уэсибы уже после его смерти. И формально считается, что весь учебный арсенал — это путь к айки. Вот в чём высшая цель Айкидо по Уэсибе для каждого практикующего, остальное — лишь вехи на этом пути.

      Продолжение следует…

      • Аноним

        Резюмируя: Айкидо можно правильно понять, если не только им правильно заниматься у хорошего учителя и в подлинной школе, но и весьма глубоко копать сам предмет. Иначе, будет беда :))) Ну и как было изначально, нужно много времени и усилий, потому быстрого прогресса здесь не бывает, и поэтому много разочарований. Поэтому смело можно сказать, если у человека цель — набить морду другому — Айкидо вам не подходит. И не потому что сама психологическая составляющая здесь говорит о том, что нужно избежать конфликта, а не встрять в него. И даже не потому что Айкидо для этого якобы не годится, в правильно схваченной ситуации — годится (проверено лично). А потому что Айкидо — оно вообще не про то как «отбить голову ближнему своему».

        Для справки: я занимался по школе прямого ученика Уэсибы в одной из лучших школ постсоветского пространства (не буду говорить конкретно, чтобы не было лишних обсуждений), и занимался весьма хорошо :))) Если говорить о Санкт-Петербурге, там есть очень хороший мастер Айкидо — Владимир Тагиров.

        Насчет Карате — к счастью, оно сегодня наиболее эффективно выкарабкивается из направленной кампании по разрушению репутации «традиционных» боевых искусств со стороны шоу-бизнеса, конкурентов вроде ММА (хотя по факту спортивные единоборства не конкурируют с боевыми искусствами, ибо это изначально разные ниши), политический повесток и т.п. Поэтому желаю развития вашему каналу!

        • Аноним

          В первом сообщении опечатка, пардон :))) Там разумеется — двигательно-координационная система (движок), то есть: внутренняя структуризация тела — принципы увязанного движения телом — координация в пространстве. В общем, как везде, где есть «как надо» 🙂

          • http://vk.com/id253769047 Философ С-Большой-Дороги

            А что так коротко, мне кажется вы не раскрыли мысль

          • Аноним

            Это и так было слишком много для опции окна комментариев :))) Сегодня людям не положено писать большие комментарии, а то еще чего вдруг думать начнут, а оно лишнее — кому нужны думающие люди? Верно? Поэтому сегодня в цене эмоции и бессодержательные комментарии (даже с претензией на иронию или скрытый смысл). Согласны?

          • http://vk.com/id253769047 Философ С-Большой-Дороги

            Не знаю, что на счет смысла, но зачем мешать мух и котлет. Давайте по первому пункту. Удары. Атемиваза. Они есть и в дзюдо, и в БЖЖ. Но ни адепты дзюдо, ни адепты айкидо, ни адепты бжж ударной техникой похвастаться не могут. А в тэквондо есть приемы борьбы, но разве их можно сравнивать с самбо или дзюдо. Это недостаточно точно сформулированный аспект айкидо только в первом пункте. Про ненападение. Уэсиба сам об этом писал, более того, не надо быть знатоком трудов Уэсибы, чтобы видеть отсутствие техники атакующих приемов.

          • Аноним

            К сожалению или к счастью, мне не интересны подобные разговоры подобного уровня. О чем говорить, если всё то, что я озвучил достаточно просто проверяется для тех, кто занимался и разбирается в вопросе. Но давайте коротко, раз вам так хочется :))) 1. Атеми (три тезиса): — атеми считаются не только удары в привычном смысле (но и они также); — атеми работают от аутентичного движка; — для того чтобы они были — их нужно просто-напросто нарабатывать. Если эту последовательность понять — вопрос закрыт. 2. О каком ненападении может идти речь, если даже в учебной базе есть целый арсенал разнообразных атак? Главное понимать для чего эти атаки и как правильно они выполняются. Более того, то, что сейчас формально смотрится как «атака» на самом деле была «защитой», а нынешние защитные действия изначально выполнялись как атакующие или провоцирующие. Если же вы хотите сказать о философии, то концепция гармонии по Уэсибе включает в себя конфликт (как движущую силу), а любовь — справедливость наказания (включая уничтожение). И прочее, прочее. Я же говорю, не нужно об Айкидо судить по клише и форумным басням/срачам в сети, и всё будет хорошо. И да, во многом за такое бедственное положение отвечают и адепты Айкидо (особенно мастера), которые рассказывают то, чего изначально не было и не планировалось в Айкидо, по типу — самозащита в которой нет ударов и прочий вздор.

          • Аноним

            Еще одна опечатка уже во втором сообщении это1 ветки в пункте 5, ну чтобы красиво было :))) Пропустил слово «защита».

            Вся база Айкидо — это учебные формы, призванные обучить принципам. Поэтому несмотря на то, что они содержат в себе векторный посыл «атаки — защиты» (если правильно выполнять), это обучение тела и разума, а не буквально боевые техники. Прикладной аспект выглядит иначе.

            Поэтому правильно сказано в интервью о честности. Нужно знать что ты делаешь и для чего — изучая и тренируя учебные формы. Ты нарабатываешь не боевую технику — а вот ту двигательно-координационную систему, с помощью учебных форм познаешь принципы. Но несмотря на это эти учебные формы содержат в себе правильное построение, которое уходит корнями в боевую технику. С одной стороны, к примеру, захват катате-тори является способом выстраивать тело и движение, с другой стороны он подразумевает правильное выполнение — уход с линии атаки, обездвиживание тела через захват руки, удержание захвата и т.д. (именно поэтому атакующий на самом деле является защищающимся, ибо прообраз движения — это захват руки, которая тянется к вакидзаси и т.п.). Поэтому и говорится, что несмотря на то, что учебные формы не являются боевой или прикладной техникой — с их помощью изучаются принципы, которые могут быть использованы в уже прикладных формах (которые выглядят иначе, чем учебные). Ну и прочее, прочее. Поэтому не зная множества подобных вещей, невозможно сложить правильное понимание Айкидо, и поэтому столько вздора о нём гуляет по досужим мнениям…

  • http://vk.com/id253769047 Философ С-Большой-Дороги

    Что касается вопросов, то вполне адекватные. Если начать спрашивать о тех тонкостях синтоисткого сектансива оомото ре, то айкидоки сами засыпаться

    • Аноним

      Вы уже засыпались пытаясь показаться знатоком в другой ветке, можете и здесь :))) Философия Айкидо — не является философией Оомото. Сам Уэсиба в своей жизни придерживался нескольких религиозных доктрин, а после сатори отошел и от Оомото. Формально он был последователем Синто и Сингон. Что касается Айкидо — его он видел как вне национальное и вне религиозное искусство поиска универсального принципа айки. То есть, формальные различия по религии и т.п. были им вынесены за скобки (как персональный выбор каждого), и даже учи дэси не принуждались к какому-либо религиозному воззрению с его стороны (хотя там большинство синтоистов по умолчанию, ибо Япония). Закидоны про «сектанство» — это очередное клише призванное разрушать репутацию Айкидо. Синто — это религия японцев, поэтому глупо их обвинять в сектанстве по этому признаку. Большинство японских мастеров были синтоистами и буддистами.

Комментарии для сайта Cackle

ONE Championship — азиатский ответ UFC

Не UFC единым, как говорится, хотя надо признать UFC,...

Mortal Kombat 2021

Не уверен, что новый Mortal Kombat порадует ностальгирующих по...

Почему я ушел от «традиционных» техник

Не переношу всех этих словоблудий вокруг настоящих «боевых искусств»...

«Пустой путь» Адзума Такаши

Адзума Такаши. Его имя можно смело ставить вровень с...

Почему изучать карате сейчас, лучше чем тогда?

Приветствую, уважаемые спортсмены и традиционщики! Знаете почему изучать карате...