fbpx
Суббота, 16 октября, 2021

Сергей Ладнов о боевых искусствах и фехтовании Европы

- Полезная реклама -

Сегодня я рад представить вниманию наших читателей очень интересное интервью с Сергеем Ладновым.

Сергей — Инструктор по фехтованию в направлении НЕМА в Международной академии фехтовальных искусств Санкт-Петербург.
Руководитель проекта HEMA TEAM
Специализация — длинный меч, дюссак, военная сабля.
Убеждённый практик.
Опыт в фехтовании более 12 лет

Здравствуйте, Сергей!

Как так вышло, что в массовом сознании боевые искусства западного мира оказались забытыми, их вытеснили восточные стили. У многих даже складывается впечатление, что на Западе и вовсе не было полноценных систем борьбы или рукопашного боя?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

— Сразу хочу оговориться, что я не являюсь специалистом по восточным единоборствам, но так как я занимаюсь европейским фехтованием более 10 лет,  у меня есть представление о истории европейских боевых искусств от античности до современности, ибо воинское искусство и фехтование, как неотъемлемая часть его, занимало в развитии европейского общества значимую роль.

- Полезная реклама -

На мой взгляд впечатление у обывателей о превосходстве восточных боевых систем над западными  укоренилось в конце XIX начале XX вв. и далее, благодаря моде на японскую и китайскую культуры после установления более интенсивных экономических и политических взаимосвязей  между Европой и Азией. Романтизированные самураи, монахи Шаолиня, и легендарные мастера смертельных боевых искусств представлялись непревзойденными воинами. Но на деле, в истории, мы видим совсем другоевысокотехнологичный и практичный Запад доминировал на Азией более двух последних столетий.

Тем не менее, интеграция в Западный мир восточных рукопашных единоборств продолжала расти и после Второй мировой, во многом благодаря гос. поддержке и преданным своему делу адептам разнообразных восточных боевых систем.

Западные же боевые искусства, кроме борьбы и бокса, постепенно теряли своё прикладное значение, превращаясь в спортивные состязания на облегченном, безопасном оружии и весьма ограниченном в применении,  правилами. По сути, из всего многообразия применяемого вооружения в разные эпохи остались спортивные сабля, рапира и шпага. Но они не дают современному человеку представления о своей изначальной истории.

С чего вы начинали свои занятия единоборствами и как пришли к историческому фехтованию?

— Меня с детства интересовала история, в целом, история войн и холодное оружие. Всегда было интересно, как его применяли в сражении или в поединке.

Не скажу, что лично у меня был какой-то долгий путь от единоборств к фехтованию. Скорее занятие фехтованием побудило интерес к миру единоборств в целом, ведь в направлении НЕМА хоть и есть ограничения на состязаниях, но их в разы меньше чем скажем в спортивном олимпийском фехтовании. Вход в ближний бой, удары руками и ногами, борьба (с оружием своя специфика, но тем не менее она есть) — все это ведёт нас к истокам оружейных единоборств, к временам когда люди в поединке хотели победить и желательно без серьезных для себя последствий.

Приходилось ли вам спарринговаться с представителями восточных стилей, например, филиппинских систем фехтования или японского кен-до?

— Был такой опыт несколько раз.

Спарринговал с представителями разных школ айкидо и  кен-до, эскримы, не скажу что видел что-то совсем иное и неожиданное, но скорее всего не встречался с великими мастерами)).

Я уверен в одном — побеждает не стиль, а боец.

Кто, что и сколько тренировал.

Какое оружие ваше любимое?

— Длинный меч и дюссак.

Длинный меч за мощь, красоту и разнообразие техник и приемов.

Дюссак — за его скорость и страшные синяки)

Существуют ли исторические свидетельства о схватках между европейцами и представителями восточных школ фехтования, например, с теми же самураями? Как известно, когда европейцы и американцы активно начали посещать Китай, Японию и прочие страны Азии ни один азиатский регион не смог противостоять представителям западной цивилизации ни в культурном, ни в боевом плане.

— Читал о противостоянии 40-ка испанцев и 600-т японских пиратов на Филиппинах, где последним сильно не поздоровилось, но вроде это неподтвержденный миф.

Не отложились у меня в памяти какие-то яркие истории о поединках былых времен между европейцами и азиатами.

Судя по фото, у вас активно занимаются и девушки тоже. Что они находят в холодном оружии? Есть ил исторические свидетельства о женщинах-воительницах, уроках фехтования для женщин?

Да, девушки у нас в клубе есть, их количество растет с каждым годом, скажу большезачастую они даже активнее парней, не смотря на их небольшое количество в нашем клубе).

Не думаю, что мотивация женщин заниматься историческим фехтованием сильно отличается от мужской. Всех людей, не зависимо от пола,  привлекает оружие, история и романтический образ человека с мечом.

Ну, а подробнее вам лучше спросить у фехтовальщиц)

Есть свидетельства о женских дуэлях c XVI века, наставления в судебном поединке против мужчины присутствуют в трактате Ханса Тальхоффера в середине XV в., а в первом фехтбухе по мечу и баклеру конца XIV века I.33 на некоторых иллюстрациях в качестве ученика изображена девушка Вальпургис.

Так что дамы порой не отставали от мужчин в интересе к фехтованию, так же, как и сейчас.

В чем принципиальное отличие между спортивным и историческим фехтованием?

— Основных отличий несколько.

Это полновесное, в основном стальное оружие которым фехтовали в период с XIV  по XX век, (бывают номинации на нейлоне или пластике, но вес все равно идентичен реальным прототипам клинков) при чем вес и модель оружия  может немного отличаться в зависимости от пожеланий и персонального удобства бойца. Безусловно существует турнирный  регламент о допуске, где нельзя выходить за определенные параметры.

Более разнообразные правила, позволяющие применять широкий спектр фехтовальных техник и приемов, нежели в рамках спортивной дорожки у олимпийцев.

Меньше ограничений в зонах поражений. В НЕМА соревнованиях, это пах, стопа и затылок, ну и руки и ноги ломать запрещено.

В подавляющем большинстве турниров, да и в самой концепции исторического фехтования в рамках НЕМА, есть ещё более важное отличие от спортивного олимпийского — это право на афтеблоу, удар после удара, или «удар возмездия». Засчитывается не только первый удар/укол по оппоненту, но и ответ от пропустившего в промежуток фехтовального темпа, ибо как уже и говорил ранее — в идеале нужно нанести поражение и остаться целым, именно этому учат нас фехтбухи и трактаты по фехтованию, именно так и следует строить свой поединок, но не всегда это удаётся на деле)

Ну и конечно же экипировка. Внешним видом мы отличаемся. В основном черного, темного цвета более плотная и прочная защита, что обусловлено техникой безопасности, ведь после поединков и соревнований мы должны дальше продолжить заниматься своими основными делами, а не идти в травмопункт или ехать в больницу)

Одно время в рамках промоушена М-1 проходили поединки между представителями разных школ исторического фехтования. Очень интересно и зрелищно, а в реальности, это могло выглядеть именно так?

— Речь идёт о боях представителей клубов ИСБ, парней дерущихся в доспехах. Это ещё один вид фехтования — доспешный бой, harnishfechten, или точнее его современная версия. Там тоже есть определенные правила, исключены уколы, много ударов мечем по доспехам ( это для меня лично непонятно), и много борьбы. В рамках промоушена М-1 — зрелищно, соответствует ли реальности? На эту тему можно много рассуждать. Моё мнение — не совсем. Ближе к теме турнирных поединков в латах все же мероприятия на фестивалях реконструкторов «Битва на Неве» в Питере, или «Турнир Святого Георгия» в Москве, «Panzerkampf» в Туле.

Я упомянул разные школы исторического фехтования. А на деле, есть ли какая-то градация между разными школами и стилями?

— Если брать фехтование — безусловно, как и между разными школами и стилями бокса или карате. Человеку, не посвящённому с этим разобраться сложно, но различия есть. От доктрины поведения в поединке, до стилистики перемещений. Если брать к примеру рапиру Ренессанса, в Италии в XVI веке было много школ со своими характерными манерами ведения боя. Такие мастера как Ди Грасси, Джиганти, Фабрис или Капо Ферро учат в принципе одному и тому же — колоть и рубить противника, но шагистика, положение корпуса отличается, а сможет ли это эффективно использовать конкретный человек, и тем более человек современный без должного упорства на тренировках — вопрос).

Что вы скажите касательно школ рукопашного боя, то есть боя без оружия, боя с коротким оружием. Насколько я знаю, в Европе существовало много разновидностей борьбы, были приемы обезоруживания противника. Из этих приемов что-нибудь вошло в современные виды единоборств?

— Современные люди не перестали ходить на двух ногах, или хватать в гневе обидчика «за грудки» по другому). От античности до наших дней борьба не сильно изменилась, например.

Трактат Фабиана фон Ауэрсвальда «Рыцарская рукопашная борьба» 1539 г. или  «Книга фехтования» Альбрехта Дюрера 1512г. вполне применимы и по сей деньподсечки, заломы, броскивсе это мы можем увидеть и в нынешних школах по борьбе, а нацистские спец. подразделения обучали бою с кинжалом по фехтбухам Ханса Тальхоффера 1467 г. Казалось быгде XV век, где XX?

Безусловно какие-то приемы не столь уже эффективны в спорте, либо отметены за ненадобностью из-за правил соревнований, или соображений безопасности спортсменов, но кардинальной разницы на мой взгляд нет.

В НЕМА тоже есть возможность обезоружить оппонента, что является достаточно серьёзным показателем мастерства бойца, и этому способствуют как фехтбухи так и понимание механики человеческого тела. Велосипед мы ещё раз не изобрели) Время оставляет эффективное.

Сейчас популярен ножевой бой. Но насколько адекватно осуществлять защиту холодным оружием в современных условиях? Все закончится плачевно, в том числе и для вас. Тогда имеет ли какой-то прикладной смысл ножевой бой сейчас?

— В соответствии с УК РФ применение холодного оружия против человека  запрещено. Но это не значит, что его перестали применять.

Тут каждый для себя определяет — воспользоваться ножом или нет. По своим моральным и жизненным принципам.

Про ножевой бой мало что знаю, но думаю в современном обществе каждый волен заниматься чем хочет, а кто какой смысл вкладывает в свои тренировки — это другой вопрос.

Какие стереотипы о ведения боя, о снаряжении воинов древности, вы считаете наиболее вредными и наивными? Например, что рыцарь не мог пошевелиться в доспехах или, что в древности так же красиво фехтовали на поле боя как в кино.

— Пожалуй, кроме выше перечисленных остаются ещё мифы про пудовые мечи, предки-то здоровее были.

С развитием интернета для меня остаётся загадкой, как такое убеждение ещё способно существовать в современности? Полно информации и исследований в открытом доступе с подробным описанием оружия от археологических раскопок до частных и музейных коллекций. Но ум человеческий непоколебим)

По поводу историчности и правдоподобности фехтования в кино, то в последние годы все же становится лучше, оружие все больше походит на реплики из музеев, например). Но сильно зависит от консультантов и актёров в том числе. Замысел режиссёра может  отличаться от наших представлений, и ни в коем случае не нужно думать что это истинно «реальное» фехтование. В кино своя специфика, как в батальных сценах, так и в сценах с поединками. Бывает даже смешно.

Насколько долго мог идти бой холодным оружием, да еще и в доспехах или латах?

— У меня вопрос порождает больше вопросов:

Какой бой? Какие противники? С какой целью? На войне? На турнире? В пьяной передряге между солдатами или нападение в подворотне?

Все было по-разному.

Если брать без доспехов дуэль или «божий суд» — могло закончиться все очень быстро; если брать турнирный доспешный поединок на количество ударов — возможно и несколько минут. И вновь мы возвращаемся к навыкам и опыту  противников.

Насколько сильным было влияние скандинавов на славянские системы фехтования и вообще ведения поединка?

— На этот вопрос у меня нет ответа, как и понимания что такое скандинавские и славянские системы фехтования. Оружием своей эпохи люди безусловно умели пользоваться во все времена, но существовали ли какие-либо фехтовальные системы на Руси или в Скандинавии — большой вопрос.

Основным оружием европейского региона эпохи Викингов было все же копье и топор, меч стоил очень-очень дорого, да и каких-то особенных техник копейного боя вряд ли существовало, если не брать работу в строю и то уже в более поздние времена. Специфика оружия накладывает технику владения им, а копье, как скажем тот же топор или булава, далекий от фехтовальных изысков предмет, хоть и интересный.

Ваши пожелания читателям.

— Спасибо за внимание).

Тренируйтесь! Занимайтесь единоборствами, интересуйтесь историей и любите своё дело, только так мы можем развиваться в этом мире!)

- Полезная реклама -
Похожие статьи

Мы переезжаем. Ищите наши статьи на zen.yandex.ru/budokarate

Новые статьи