Четверг, 29 июля, 2021

«Сыщик» — забытый конкурент «Пиратам ХХ века»

Мы уже касались с вами олдскульных советских боевиков. Больше всего досталось фильму «Пираты ХХ века» как самой большой киношной безвкусице в советском кино. Это не самое плохое кино, было и хуже, например, фильм «Несовершеннолетние», откровенно пропагандистское и низкосортное кинцо, но, тем не менее.

Мы выяснили, что успех «Пиратов ХХ века» в том, что он снят по западному образцу, советских людей, советский сюжет в нем представлен по -западному. Убого правда, но по-западному, вернее так, как этот самый Запад советские люди себе представляли. Парадокс эпохи – чем больше пели про надои и колхозы, родные березы и Ильича, тем больше советскому человеку хотелось битлов, джинсов и карате.

Забытый конкурент

Но у «Пиратов» был конкурент, незаслуженно забытый поклонниками карате и приключенческого кино.

Я говорю о фильме «Сыщик» 1979 года. 

«Сыщик» — это история о молодом милиционере, которого преследует череда неудач, который пытается найти в своей службе хоть что-то героическое то, о чем читал в книгах, смотрел в кино, который пытается найти себя в жизни. Наконец, ему выпадает удача отправиться для задержания рецидивистов в составе группы, в которой ему отводилось второстепенная роль, но это только вначале. 

Конечно же, без доли наивности и пропаганды не обошлось, о советском же кино говорим. 

Но этого всего в «Сыщике» крайне мало. Более того, в отличие от тех же «Пиратов», этот фильм полностью издевается над киношными клише, над стереотипами. Можно даже сказать, он иронизирует над советской модой, советской молодежью.

Каратисты, которые учились по слухам

Начинается фильм уже замечательно, с того как молодого парня выкидывает из окна зала самбист, которому тот решил показать приемчик из карате. Самбист не понял, в каком месте ему нужно было проникнуться священным трепетом перед техникой карате, и просто контратаковал своего оппонента.

Вообще, над карате в фильме много стебуться. Но стебуться по делу. То есть, это не антикаратистский фильм, он как-раз единственный советский фильм, в котором о тогдашнем карате говорится по делу.

Карате слухов и самиздатов. Таким было тогдашнее японское боевое искусство у нас. Это отчетливо и показано в фильме, особенно в тех моментах, когда корявыми движениями, юный милиционер пытается отбиться от бандитов.

Скучная милиция

Кроме карате «Сыщик» прошелся и по стереотипам о работе милиции. Конечно же, избиения и прочие прелести отечественных слуг закона показаны не были, но многие шаблоны были продемонстрированы через призму сатиры.

Нелепые моменты, скучность и рутинность службы. 

Все это удручают юного героя, но именно так и выглядит, в большинстве своем, любая служба. 

Просто хорошее кино

Критики отмечали, что «фильм вызвал горячий отклик к подростков, и у юношеской, и у взрослой аудитории», более того, бытовало мнение, что «в сравнении с лидером проката того времени фильмом «Пираты ХХ века», «Сыщик» был намного интеллигентнее, ироничнее и изобретательнее, а несколько опаснейших трюков актеры Андрей Ташков и Борис Химичев выполнили здесь без дублеров».

По сути, в «Сыщике» было все то, за что позже так полюбят полицейские боевики: динамика, интрига и много юмора.

По сути, «Сыщик», это такой отечественный фильм про копов, скорее всего, создатели так же могли вдохновляться американскими аналогами, хотя для культовых полицейских боевиков еще было рановато.

И еще главное отличие «Сыщика» от «Пиратов». В нем много драк, стрельбы, жаргона, криминальных аспектов, но это все выглядит естественным. В этом всем нет романтизации, вместе с тем, нет какого-то насилия ради насилия. В «Сыщике» нет, говоря криминальным жаргонов – пантов, которые преобладают в «Пиратах». 

На мой взгляд, именно такого кино в советской киноиндустрии не хватало, да и не хватает его теперь на российских экранах.

Похожие статьи

Новые статьи

- Полезная реклама -